О хакере Нео стало известно 14 февраля 2010 года, когда в передаче De facto было сообщено: из СГД пропали 7,4 миллионов документов. Ответственность за это взял на себя персонаж под ником Нео и «Армия четвертой Атмоды» ( 4ATA).
Дальнейшее мы помним: за скандальными публикациями в блоге Нео внимательно следила вся Латвия — неизвестный хакер порциями публиковал данные о доходах чиновников. Они, как выяснилось, и не собирались «затягивать пояса» по случаю кризиса.
Данные о зарплатах чиновников различных министерств и ведомств появлялись чуть ли не каждый день.
Но «утекла» информация не только о высших должностных лицах государства, но и о предпринимателях и других частных лицах.
В мае 2010 года полиция провела обыск в Институте математики и информатики Латвийского университета и арестовала один из содержащихся им серверов. Был задержан сотрудник этого института Пойканс, который признался – он и есть Neo.
«Я хочу, чтобы мои дети жили в хорошей стране»
После задержания Илмар Пойканс рассказал журналистам о том, как он нашел дыру в СГД, зачем он скачивал данные и как он это делал.
— Я человек достаточно активный в социальном плане, — признался он. – Я хочу, чтобы мои дети и внуки жили в хорошей стране. Поскольку переезжать я не собираюсь, Латвии придется меняться. Вообще, ходят слухи, что я делал это, так как мне урезали зарплату. Это так, но в Институте математики и информатики я работаю потому, что мне нравится. А деньги я зарабатываю в своей фирме.
Что думает его семья по поводу его задержания?
— Мои близкие поддерживают меня. Хоть я и поставил их под удар.
В чем состав преступления?
Сам Нео неоднократно подчеркивал: он базу не взламывал, а лишь нашел в ней «дыру», которой воспользовался. Теперь в этом убедились и в прокуратуре. Дело по этой части обвинений будет закрыто.
Что касается остальных обвинений — по 1-й части 145-й статьи, то, как пояснила kriminal.lv пресс-представитель прокуратура Айга Шенберга, дело отправляется на дополнительное расследование в Экономическую полицию.
Тем временем неравнодушный программист продолжает борьбу за улучшение условий жизни в Латвии: он оспорил в суде новые тарифы Latvenergo. И выиграл. Теперь судится за то, чтобы жители могли вернуть переплаченные деньги за тот период, пока новые тарифы действовали.
Как он узнал о дыре
— Я владелец фирмы. Однажды мой бухгалтер прислала мне документы, под которыми требовалась электронная подпись. Я «залогинился» в EDS (система электронного декларирования СГД) и понял, что могу видеть только два документа. Это меня возмутило, почему же мой бухгалтер при этом может видеть больше информации? Тогда бухгалтер прислала мне свою страницу в формате HTML. Я кликнул на линк, и третий документ скачался. Тут я понял, что в системе дыра. И, хоть я не мог посмотреть документы, я мог их скачать.
Почему он об этом не сообщил СГД?
— Если бы я сразу пошел в СГД и рассказал им о дыре, они бы ничему не научились. Ведь дыра, как теперь признает СГД, существовала с осени 2007 года. А мне бы пришлось доказывать, что «я не верблюд». А то ведь и меня могли бы обвинить в создании этой дыры. В то время как я не только ничего не портил, я даже ничего не взламывал...
Я скачивал все документы, которые шли через систему EDS и которые относились к государственным учреждениям и предприятиям. В момент скачивания невозможно было знать, что именно копируется. Но обратить внимание общества я хотел именно на зарплаты в государственных учреждениях и госпредприятиях, особенно монополистах.
И об «Армии четвертой Атмоды»:
— Эту армию я придумал для прикрытия. На самом деле я действовал один. Впрочем, если посмотреть на улицы, полиция, похоже, сама своими действиями эту армию формирует.
Как его поймали
Это было относительно легко: он скачивал данные на свой домашний компьютер, не меняя IP. Однако у полиции на это ушло несколько месяцев.
— В чем меня обвиняет полиция, я не понимаю, — сразу заявил Нео. — Я систему не взламывал, теоретически, скачать эти данные мог любой. А так пока все выглядит, что от моих действий только польза: дыру в СГД все же залатали, отношение Сейма к открытости зарплат чиновников изменилось (принято решение, что все они будут открытыми). Все данные, как было сказано выше, переданы Экономической полиции.
Для справки
Нео так и не смогли обвинить по 3-й части 241-й статьи УЗ — «самовольный доступ к автоматизированной системе данных».
Ему грозит только обвинение по 1-й части 145-й статьи. Согласно УЗ, «за незаконные действия с данными физических лиц, повлекшие существенный ущерб — грозит тюремное заключение на срок до двух лет или арест или принудительные работы, или штраф до 100 минимальных зарплат».