В феврале предприятие по управлению кредитами Intrum Latvia купило часть кредитного портфеля латвийского филиала Danske Bank.
В сентябре 2018 года Danske Bank признал, что через его эстонское отделение проводились сомнительные операции, в том числе по отмыванию денег нерезидентов-россиян, более чем на 200 миллиардов евро.
Дело Danske Bank стало одним из крупнейших в своем роде. Расследования деятельности банка проводят как в Европе, так и в США.
В феврале прошлого года банк объявил о решении прекратить свою деятельность в странах Балтии и в России.
27 декабря прошлого года не менее 60 инвесторов подали новый иск на сумму в 200 миллионов евро датской части банка. Поводом для иска, следует из судебных документов, стали выдвинутые в адрес Danske Bank подозрения в причастности к масштабной схеме отмывания денег. Причиненный инвесторам ущерб истцы оценивают в 475 миллионов долларов.
Сообщается, что это уже третий иск против Danske Bank, который является одним из самых крупных кредитных учреждений Дании. Институционные акционеры еще в марте прошлого года подали в суд на банк с иском на 418 миллионов евро за убытки в связи с отмыванием денег.
Среди международных инвесторов, от чьего имени подан иск, находятся пенсионные фонды, страховые компании и управляющие активами компании из не менее чем 12 стран.
В иске утверждается, что Danske Bank нарушил правила рынка капитала Дании, долгие годы намеренно вводя инвесторов в заблуждение и держа их в неведении.
Особенности работы Danske Bank: вместо доллара с нерезидентов брали 90
Весь нерезидентский бизнес Danske Bank в Эстонии основывался на простом принципе: чем больше трансграничных операций - тем лучше, поскольку одна транзакция обходилась банку примерно в один доллар, а клиент должен был заплатить 90. Об это в интервью Bloomberg рассказал бывший сотрудник банка, один из подозреваемых по делу об отмывании средств Михаил Мурников.
К 2013 году, когда банк зарабатывал на бизнесе с нерезидентами наибольшую прибыль, у банкиров эстонского филиала Danske требовали, чтобы они заключали с 4 тысячами клиентов в основном из стран бывшего СССР около полумиллиона сделок.
"У меня был четкий план — провести 40 тысяч транзакций в год, чтобы получить премию", — рассказал Мурников о введенной руководством банка мотивационной системе. Он работал с 300 из четырех тысяч клиентов-нерезидентов эстонского отделения Danske Bank. В основном это были выходцы из стран бывшего Советского Союза.
По словам Мурникова, других критериев для получения бонуса в банке, по сути, не было.
***
Латвийские банки ищут новых клиентов в интернете
Ориентированные на обслуживание нерезидентов латвийские банки, потеряв много клиентов в последнее время, теперь через Интернет ищут новых вкладчиков в странах Евросоюза, сообщает передача De facto Латвийского телевидения.
После запрета «компаний-пустышек» и потери других иностранных клиентов объем нерезидентских вкладов в латвийских банках значительно сократился — с 46% в 2016 году до 21% прошлой осенью. Это стало большой проблемой для банков, специализирующихся на обслуживании иностранцев. Впрочем, они нашли способ привлечь новых клиентов.
Несколько банков — Rietumu Bank, Citadele, BlueOrange, Reģionālā Investīciju banka, Expobank, Signet — охотятся на вкладчиков в других странах ЕС через интернет. Для этого они пользуются различными онлайн-платформами, где клиенту помогают выбрать один из банков, которые конкурируют между собой, предлагая выгодные процентные ставки по вкладам и другие услуги.
Огромную прибыль с депозитов никто не обещает — максимум около 1,5%. Тем не менее, такие инвестиции привлекательны для жителей ЕС, где отрицательные процентные ставки встречаются все чаще, отмечает De facto. Кроме того, на эти депозиты также распространяется гарантия в размере 100 000 евро в случае банкротства банка.
Полученные деньги, например, направляют на кредитование местных предприятий. «Такие технологические решения эффективны для обеих сторон — банка и клиента», — говорит пресс-секретарь Rietumu Banka Элеонора Гайлиш.
С середины 2018 года по осень прошлого года объем таких иностранных вкладов в латвийских банках вырос с 1,3% до почти 3,9%. Это немного, но для некоторых такие вклады уже составляют четверть клиентов из Евросоюза.
Банки говорят, что преимущество услуг посредников в том, что им не нужно тратить деньги на рекламу. Банк Латвии считает, что займы через посредников обходятся банкам дороже, чем инвестиции, привлеченные традиционном образом.
Средние процентные ставки особо не отличаются, но банки должны платить посредникам комиссию. Центробанк заключает, что банки окупают финансирование за счет более высоких процентных ставок по кредитам. Это может указывать на участие в более рискованных проектах.
Для финансовой системы Латвии важно учитывать, что эти онлайн-депозиты накладывают дополнительное бремя на Гарантийный фонд вкладов, куда банки регулярно вносят средства, чтобы вернуть их вкладчикам в случае закрытия, отмечает De facto. В прошлом иностранные клиенты приходили с крупными суммами. Сейчас они меньше, но число клиентов и, соответственно, полагающихся гарантий растет.
«Получается, что новые клиенты в каком-то смысле заменили бывших, которых банки сейчас не обслуживают», — говорит Елена Лебедева, представительница Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК). Она объясняет, что с увеличением числа таких вкладчиков растет и бремя, лежащее на гарантийном фонде, и сумма, которая подлежит выплате, если у банка возникнут какие-либо проблемы.
Данные Банка Латвии показывают, что с весны 2018 года сумма гарантированных фондом вкладов увеличилась на 83 миллиона евро. Если тенденция сохранится, банковские взносы в гарантийный фонд должны увеличиться. Однако КРФК прогнозирует, что взносы в этом году существенно не вырастут. Сейчас в фонде всего 25 миллионов евро, а банки вносят около 17 миллионов ежегодно. В случае закрытия банка КРФК, возможно, придется в срочном порядке искать дополнительные средства.