Пьют все: и латыши, и русские, и поляки...
Первое, что бросилось ей в глаза в первые дни пребывания в «стране латвийских гастарбайтеров», — латвийцы все время пьют. Или в пабе, или дома. Вместе с соседями из России и Польши. Из Латвии кто-то привез самогонный аппарат, брагу гонят прямо на дому и продают всем желающим по 15 евро за литр. Выгодно. В любом магазине бутылка спиртного 0,7 л стоит от 18 до 20 евро.
— И моя дочь, которой в этом году исполнилось 38, тоже выпивает. Работает в госпитале, деньги есть, поэтому и пьет. Я жила у внучки Гуниты, которой всего 21. Она вместе со своим гражданским мужем Имантом туда же – тоже напиваются. У парня, вроде как, есть престижная работа с хорошей зарплатой, но по вечерам у них всегда стоит ящик пива... В этом году меня так довели, что уже хотела идти в церковь и просить деньги на обратную дорогу в Латвию, — делится женщина.
Деторождение как бизнес
Женщина также рассказала, что наши соотечественники и другие гастарбайтеры придумали целую схему, как «доить» Ирландию.
— Для начала заводят там детей – чтобы получать высокие пособия: до 6 тысяч евро в качестве одноразового пособия и по 200 евро ежемесячно. Моя внучка так обогатилась и сразу разжилась хорошим компьютером, музыкальной аппаратурой, телефонами и так далее. Аренда за дом – 600 евро, но ей как одинокой по документам мамочке социалы почти все оплачивают – почти 1200 евро в месяц. Работая три дня в неделю, можно позволить себе жить хорошо и спокойно. И так там все одинокие мамы живут...
В дома регулярно наведываются «контролеры» — если встретят мужчину или найдут какой-либо предмет, подтверждающий присутствие сожителя, могут и пособие отобрать.
— Если какой-то сосед сообщит в полицию, что в семье регулярно выпивают, полицейские сразу приедут и проверят дом. Но даже если все пьяные, а я – бабушка – трезвая и сижу с ребенком, тогда все в порядке. Никого не наказывают. Но если увидят, что с ребенком только пьяные родители, его в тот же момент отвезут в кризисный центр, а потом предстоят большие разбирательства с социальной службой, чтобы вернуть ребенка обратно, — говорит читательница.
Вседозволенность убивает
В Ирландии женщина жила в одной комнате с правнуком. К другим латышам ходить как-то не хотелось, потому что везде одно и то же: пиво рекой и пьяные лица.
— Там и наркотики в ходу.18-летнего внука наркотики в Ирландии завели так далеко, что 15 марта его посадили в самолет и отправили в Ригу, а там из аэропорта прямиком в наркологическое отделение в Елгаве. Он тут успел все попробовать: травку и кокаин, попал на большие долги и пришлось у матери клянчить. Бил стекла и двери, сдружился с какими-то местными цыганами и своровал какие-то компьютеры. Дочери потом пришлось залог за него платить – 1000 евро, чтобы в тюрьму не посадили. А потом и долги его она сама оплачивала.
Мечты рассыпались
— Я думала, что тут жизнь будет лучше, но оказалось – мираж. Говорю честно, от сердца – в Ирландии ничего нет. Мне тут ничего не понравилось: холодно, каждый день дождь, солнца мало, океан холодный, даже купаться нельзя. Все кругом заасфальтировано, — жалуется женщина.
Сейчас она перебралась на ПМЖ в Германию, а на родину ее совсем не тянет.
— Не хочу гнить в домах для престарелых, как многие в Латвии, — примерно так она аргументировала свой выбор.