20 Мая 2024 10:26
Новости
  21:28    23.9.2009

Лато Лапса представляет. Как Латвия c контрабандой боролась

Была и такая история: в начале 90-х Crown Agents за неполных три года обеспечил рост взимаемых налогов и пошлин на таможне на 90%.

Уже с первых дней существования относительно самостоятельного латвийского государства его руководителям пришлось ломать голову, где взять деньги для всех нужд. Решили взять, разумеется, у живущих в стране людей. И, конечно же, путем налогов. Часть населения покорно согласилась, а часть занялась контрабандой. С которой государство боролось долго и безуспешно. 

В начале 90-х таможенники были символом независимости Латвии, стражами восстановленных границ суверенного государства, занимавшимися благородным делом, —  предотвращением оттока товаров из страны. Но очень скоро после установки на пока еще чисто теоретических границах первого таможенного вагончика (на здания в то время не было денег) народ перестал любить таможенников. Причина была простой: уж очень часто они путали государственный карман со своим, в спорных случаях отдавая предпочтение последнему.  

Столь же противоречиво воспринималось еще одно, похоже, неискоренимое для Латвии явление — контрабанда. В разное время она приобретала разные формы, но неизменно доставляла головную боль властям, начиная еще с правительства Годманиса.

Потом смутные времена закончились, а контрабанда осталась, потому что без обременительных таможенных платежей через границы стало выгодно провозить все новые и новые товары и продукты: к уже привычным горючему, табаку, спирту и алкоголю добавилось продовольствие и, в первую очередь, мясо.

К тому же таможне постоянно не везло с руководством. Поэтому государство приняло решение привлечь для консультирования сотрудников таможни международную компанию. Процесс поиска консультанта протекал довольно таинственно: бывший премьер Марис ГАЙЛИС в мемуарах позже вспоминал, что о нем знали всего три человека — он, Айя ПОЧА и тогдашний министр финансов Индра САМИТЕ. Увенчался конкурс подписанием договора с  британской компанией Crown Agents, которая взялась навести порядок на латвийской таможне.

Заключенный на два года договор стоил Латвии 1,3 млн. латов, но не давал британцам никаких таможенных полномочий в суверенном государстве — они выполняли только функции консультантов. Но и этого хватило, чтобы сделать жизнь многих таможенников (и их «крыш» в высших эшелонах власти) крайне беспокойной. Когда договор истек, руководитель Crown Agents в Латвии Джон ТЕРСТОН предъявил результаты (которые, разумеется, были заслугой не только британцев): за неполных три года объем взимаемых налогов и пошлин на таможне вырос на 90%.

Однако латвийские власти вовсе не жаждали продолжить сотрудничество с Crown Agents. Отказ от услуг британских консультантов проходил постепенно, чтобы создалось впечатление, что государство очень хочет, но не может. Несколько месяцев спустя после отчета и проводов Crown Agents тогдашний премьер Андрис ШКЕЛЕ заявил: не исключено, что правительство рассмотрит возможность продолжения сотрудничества с британцами. Прошел месяц, и министр финансов Эдмунд КРАСТЫНЬШ получил от компании предложение продлить сотрудничество. Но еще через месяц Минфин заявил, что предложение настолько серьезно, что его нельзя оценить за несколько дней, а потом стало известно, что британцы предлагают свои услуги за баснословную сумму (которую конкретно никто так и не назвал). 

Кто крышевал контрабандистов?


Удалось ли латвийским властям справиться с контрабандой собственными силами? Одного отрицать нельзя — новых структур, концепций и планов было выше головы. Еще летом 1996-го вице-премьер Зиедонис ЧЕВЕРС подписал программу по борьбе с контрабандой, а через полтора года было принято решение создать новый орган, в который бы вошли представители МВД и СГД. И весной 1998 года такая структура действительно появилась, ею стал Центр координации борьбы с контрабандой.  

Но прошло еще неполных полтора года, пока правительство Шкеле не осознало, что работа семи учреждений, которые до этого боролись с контрабандой, не очень эффективна. Поэтому вышло постановление об учреждении еще одной структуры при Генпрокуратуре и реорганизации Центра координации борьбы с контрабандой, который в результате превратился просто в Центр борьбы с контрабандой. Возглавил его Айнис ЛАТИШС. 

Деятельность этого центра вплоть до начала 2001 года критиковали все кому не лень: в течение года центр смог передать прокуратуре всего девять дел. Других достижений в его работе не было. В результате у центра появился новый начальник — Владимир ВАШКЕВИЧ. О возможных связях Вашкевича с нелегальной торговлей спиртом в прессе говорилось еще до его утверждения на должности.

Но и с Вашкевичем дела не пошли лучше. За весь 2001 год работники центра сумели изъять всего 350 т нелегального горючего, 300 т спирта, 7 млн. сигарет и более 100 т мяса. Но окончательно репутацию центра подорвали вскрывшиеся в 2001—2002 годах факты о том, что его работники уже длительное время не интересовались записями системы видеослежения на пограничных пунктах. К тому же выяснилось, что в видеооборудование пограничных пунктов подозрительно часто попадают молнии, после чего они не ремонтируются месяцами, а материалы исправных систем видеослежения почему-то хранятся всего 15 дней. 

Осенью 2003 года власти признали, что Центр по борьбе с контрабандой умер естественной смертью, а функции главного борца  с контрабандой были переданы Криминальному управлению таможни, которое возглавил тот же Вашкевич.

Сама контрабанда за это время сильно видоизменилась. Как сказал в то время председатель надзирающей за борьбой с контрабандой сеймовской комиссии Айнар ЛАТКОВСКИС, «в Латвии по-прежнему говорят о контрабанде как о ввозе товаров в страну в обход таможенных пунктов на границе. Но теперь все не так, как после Второй мировой войны, когда мужики тайком проносили в мешках из Эстонии через границу капроновые чулки или французский парфюм. На грузовиках по лесам теперь больше никто не ездит. Мошенничают теперь по-другому, есть много разных способов, в результате которых не платятся налоги». И он был совершенно прав: в 2001—2002 годах были раскрыты случаи провоза через границу огромной партии контрабандного мяса и выявлены многомиллионные мошеннические схемы по неуплате налогов, в которых особо преуспели предприятия группы Dinaz.

Закономерно, что уже около 2001 года стали циркулировать слухи о причастности к контрабанде  высоких (и даже очень высоких) должностных лиц. Осенью 2001 года достоянием гласности стал факт, что руководитель отделения Службы госдоходов Лудзенского района Вячеслав ЛИСЦОВ был убит из оружия, из которого до этого в Центре судебной экспертизы стрелял работник Бюро по защите Сатверсме Эдуард ШАГЖИЕВ. Однако осужден за незаконное приобретение  оружия был совсем другой  человек — авторитет Райтис КОНОНОВ, который, уже сидя в тюрьме, рассказывал журналистам о том, что «БЗС защищает интересы тех же контрабандистов. Почему? Да потому, что они делят прибыль со всеми крупными контрабандистами — с нефтью, где большие деньги, работают 50 на 50 и все прикрывают».

Но несмотря на разговоры о том, что к контрабандным схемам причастны даже работники органов безопасности и высокопоставленные должностные лица, до 2005 года ни один действительно крупный контрабандист не только не был осужден, но даже не назван по имени.

текст: Лато ЛАПСА, Сандрис МЕТУЗАЛС, Кристине ЯНЧЕВСКА

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии