В пресс-релизе, посвященном законодательной инициативе, Минфин ссылается на опыт Службы госдоходов, которая в июле запустила кампанию по проверке коммерсантов — пользователей кассовых аппаратов: «СГД обнаружила случаи, когда работники некоторых предприятий исправляли или уничтожали фискальную память аппарата или данные электронной контрольной ленты».
В СГД и перед началом мероприятия отмечали, что инспектора все чаще сталкиваются с вмешательством в работу этих устройств. Причем отнюдь не только в мелких компаниях. Например, зимой этого года начато делопроизводство против некоего мясоперерабатывающего предприятия, использовавшего перепрограммированные кассовые аппараты для креативной бухгалтерии. Тогда СГД сообщила, что в схеме принимали участие более шести десятков торговых мест. «В кассовых чеках покупателей указывалось точное количество товара и сумма, потраченная на покупку. Для отчетов бухгалтерии готовились фиктивные чеки с заниженными суммами. Разница могла составлять 50% и более», — сообщила в январе представитель налоговой службы Иева Дзилна.
Что еще обнаружили фискалы, так это неэффективность нынешней системы штрафов за подобные действия. Максимальный их размер для юридических лиц — 3000 латов, но относятся они только к нарушениям, допущенным в местах торговли акцизными товарами. В большинстве же случаев взыскания невелики.
Уже одобренный собранием госсекретарей проект поправок поднимет потолки практически всех наказаний при работе с кассовыми аппаратами в несколько раз. Так, несоблюдение правил пользования электронным оборудованием для регистрации платежей сейчас «стоит» от 100 до 500 латов. Если инициативу Минфина утвердят правительство и Сейм, то с физических лиц за то же самое можно будет взять до 1000, а с юридических — до 3000 латов. Наказание за неустановленный или неиспользуемый кассовый аппарат составит до 1 тыс. и 3 тыс. латов вместо нынешних 100–150. Соответственно потолки штрафов за нарушения в местах торговли акцизными товарами поднимутся с 300 до 2 тыс. латов для физических лиц и с 3 тыс. до 5 тыс. — для юридических. Кроме того, к некоторым пунктам авторы проекта добавили возможность конфискации оборудования, использовавшегося при нарушении.