Как позже выяснили эксперты, пострадавшего (ему было 64 года) перед смертью серьезно избили — ему было нанесено около 30 ударов ногами и руками, одновременно били «посторонними предметами», на теле также имелись также порезы. Избиение продолжалось около трёх часов. К утру Аусеклис уже был мёртв.
Яблоко раздора – отчий дом в Цесисе?
По версии обвинения, преступление произошло в ночь с 9 на 10 февраля 2011 года в Цесисе. В двухэтажном доме на улице Виестура повздорили два брата – Аусеклис (1947 г. р.) и Дзидрис (1952 г. р.) Раматсы. Били друг друга кулаками, затем Аусеклис запустил в Дзидриса тарелкой. Младший взял осколок и ударил им брата по голове. Тот, падая, ударился головой о дверцу печки. Затем избиение продолжилось уже ногами...
Конфликт между братьями произошёл в процессе употребления алкоголя. Поэтому ныне обвиняемый мало что помнит. Или делает вид, что не помнит. Говорит, что не собирался убивать брата. Просто тот постоянно пытался его унизить, напоминая о том, что Дзидрис живёт в его доме.
В своё время 2-этажное строение досталось старшему из братьев в наследство от отца.
Свидетель: «Братья постоянно ругались»
Из показаний свидетеля Раймонда:
— Тем февральским вечером я был в гостях у Аусеклиса (на тот момент знал его на протяжении двух лет), да, мы выпивали, Дзидрис подошёл позже, около восьми. Он пришёл домой трезвым, выпил с нами где-то один стакан водки. Потом водка закончилась и Аусеклис дал мне 5 латов, чтобы я сходил в магазин за добавкой. Я это выполнил, принеся бутылку — 0,7 л.
По словам этого свидетеля, изначально ничего не предвещало трагедии.
— Мы продолжили выпивать и общаться. И тут Аусеклис начал проявлять агрессию. Он грубо назвал брата геем, после чего замахнулся и ударил его по лицу. Я попытался его остановить, схватив сзади за руки. На какое-то время он успокоился. Посидев ещё немного, я начал собираться домой – утром нужно было ехать по делам. Когда я уходил, братья опять конфликтовали: Аусеклис упрекал Дзидриса, что тот живёт в его доме.
О том, что Аусеклис убит, мы супругой узнали лишь через два дня. Хочу отметить, что ранее Дзидрис всегда был спокойным, агрессии я за ним не замечал.
Обвиняемый: «В доме мог быть третий...»
Сейчас, спустя два года после убийства, Дзидрис (инвалид 2-ой группы, эпилептик) уверяет суд, что в злополучный вечер брата не бил, а спокойно ушёл спать на второй этаж, оставив его одного.
— В доме тогда могла находится его гражданская жена Ивета. Возможно, это она его избила. Либо кто-то другой пришёл, пока я спал... А брата я не убивал, я лишь защищался от его нападок.
Свой вины он так и не признал.
Промежуточный финиш
Сейчас дом пустует – ни детей, ни законной супруги у убитого не осталось, а брат покойного — под судом...
В прошлом году суд первой инстанции – Видземский окружной – осудил Дзидриса, заранее изменив инкриминируемую ему статью, смягчив её с «убийства с особой жестокостью» (4-я часть 117 ст. УЗ) на «нанесение тяжких телесных повреждений, повлёкших смерть пострадавшего» (3-я часть 125 ст.). Наказанием для Дзидриса Раматса стали 9 лет тюрьмы с последующим контролем полиции в течение двух лет.
Осуждённый подал апелляцию, которую на минувшей неделе начал рассматривать Верховный суд Латвии.
Прокурор Щепавичуте считает назначенное Раматсу наказание сопоставимым совершённому им злодеянию. И, скорее всего, будет просить о том, чтобы судьи оставили в силе приговор суда первой инстанции.