— Два года с начала следствия до предъявления обвинения — это тревожный звонок, — признал генпрокурор в разговоре с журналом Ir. — Значит что-то идет не так, как было сначала запланировано — сейчас, сейчас, все будет. Нелегко идет, что тут скрывать. Тяжело.
При этом генпрокурор отметил, что «при той информации, которая была собрана и доказательствах, которые были, процесс и сегодня надо было бы начать». Он поясняет, что дела о скрытых правах собственности крайне сложно расследовать, поэтому нужно считаться с длительным процессом.
По прогнозам генпрокурора, какую-то часть дела придется закрыть из-за недостаточности улик.
По данным журнала Ir, опасения прокуратуры связаны с изъятыми при обысках доказательствах. Их много, однако что из отобранного может служить уликой, возникает вопрос.
KNAB : «Дело не кончится «пшиком»
Следователь KNAB Лиените Шикоре подчеркивает, что длительное следствие без обвинений — это всего лишь тактика.
— Следователь может работать с людьми, «против которых начат процесс», до момента, пока дело не отправят для предъявления обвинений. Такая возможность есть, это не какой-то особый показатель, — говорит она.
Следователь опровергает предположения, что «расследование кончится ничем».
— Мы ни на мгновенье в течение двух лет не засомневались, что у нас достаточно данных, фактов, документов, доказательств, которые дают основания искать и расследовать дело до конца, — заявила Шикоре.
Шлесерс: «Дело развалилось»
В «деле олигархов», начатом весной 2011 года, до сих пор нет ни одного подозреваемого. Всем семи фигурантам присвоен статус «лицо, против которого начат уголовный процесс». Самое известные из них: Вистер Козиолс и Айнар Шлесерс. Козиолс уверен, что как минимум против него уголовный процесс будет закрыт, а Шлесерс прогнозирует, что дело просто развалится.
Направления следствия
По данным журнала, следователи KNAB до сих пор работают в трех изначально выбранных направлениях. Дальше всего продвинулось следствие по эпизоду со взятками при выборах председателя правления Рижского свободного порта. Он относится к осени 2010 года, когда избранный в Сейм вице-мэр Риги Шлесерс намеревался оставить должности в самоуправлении, а значит и в порту.
По данным следователей, Шлесерс обратился к мэру Вентспилса Айвару Лебмергсу и попытался с ним договориться вот о чем: представитель «Союза зеленых и крестьян» в порту — член правления Виестур Силениекс — проголосует за кандидата от партии Шлесерса - Андриса Америкса. За это Лембергс якобы запросил, чтобы порт заключил рекламный контракт с Mediju nams.
KNAB намеревался этот сравнительно небольшой эпизод отделить от всего процесса, чтобы быстрее его направить для предъявления обвинения. Однако прокуратура, как надзирающая структура, это предложение отклонила, посчитав, что эпизод нельзя отделять, так и не выяснив, кто является истинными собственниками Рижского торгового порта.
Выяснение этого — второе направление расследования. Третье связано с законностью деятельности экс-руководителя airBaltic Бертольда Флика и возможной связи Шлесерса с фирмой Флика Baltijas Aviācijas sistēmas.