Речь идет об иске компании Antonio Gramsci Shipping Corporation и 29 других дочерних компаний Latvijas Kuģniecība, который рассматривает Английский высший суд. Истцы фактически обвиняли Айвара Лембергса в международном мошенничестве. Он стал частью общего разбирательства, которое началось после смены руководства предприятия Ventspils nafta, которое контролирует компанию Latvijas Kuģniecība. Разбираясь в «наследстве», которое им досталось с тех времен, когда пароходство и его дочерние компании фактически контролировал Айвар Лембергс, новые хозяева пришли к выводу, что пароходство сдавало суда в аренду офшорным компаниям «по лимонаду», а посредники затем пересдавали корабли по рыночным ценам.
Договоры на фрахт пароходство имело с тремя компаниями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах – Retona, LBK Shipping и Genko. Счета этих офшорок были открыты в швейцарских банках AIG Privat Bank, Zurich и в Nordea Copenhagen. Управлялись они из офиса в Санкт-Петербурге, где базировалась фирма LBK Shipping.
Посреднические компании получали суда от пароходства, а затем сдавали их дальше в аренду с разницей 3000-5000 долларов в сутки. То есть, LK как компания, недополучала 3000-5000 долларов сутки с каждого сданного в тайм-чартер судна. И это в худшие времена. В лучшие же времена, на пиках рыночной конъюнктуры в судоходной отрасли, разница могла достигать и 8 тыс. долларов в сутки.
По мнению оппонентов Лембергса, схема использовалась руководством компании с 2006 по 2010 год, пока в Латвийском пароходстве в конце 2010 года полностью не сменился состав Правления и Совета.
И что существенно: договоры с этими офшорками истекли только в июле 2011 года, а это означает, что пароходство продолжало терять деньги и при новом руководстве.
Минувшим летом Айвару Лембергсу удалось получить передышку в этом деле: британский суд решил, что в его юрисдикцию рассмотрение данного иска не входит.
Однако все-таки разбирательства продолжаются. По данным Pietiek, примерно месяц назад суд в Британии принял решение, что статус ответчика в деле должен получить ещё один человек — Олаф Беркис. Есть мнение, что он был одним из получателей прибыли от сомнительных сделок. Мнение самого Беркиса пока неизвестно.