Для оценки учебных заведений используют критерии качества и количества. Второй предполагает, что минимальное число студентов в университете должно достигать 4 тысяч.
«Есть качественные критерии и количественные критерии. Но они оба совокупны, потому что невозможно дать результат в виде докторантов, научной работы без определенного размера университета... Качественные критерии невозможно выполнить, если университет маленький», — пояснил Арвил Ашераденс, глава Парламентской комиссии по образованию, культуре и науке.
«Сейчас нет проблем с количественным показателем у трех ведущих латвийских университетов — Латвийского университета, Рижского технического университета и Университета им.П.Страдиня. Латвийский сельскохозяйственный университет очень к этому близок, со своим коэффициентом тоже может претендовать на этот статус. Другая картина — с Даугавпилсским и Лиепайским университетом», — рассказала Шуплинска.
Они, согласно нынешней редакции закона, под определение университетов не попадают.
«Научные университеты занимаются не только обучением студентов, но и наукой, и половина расходов относится к научной деятельности. Если мы смотрим на Латвию и Евросоюз, таких маленьких научных университетов, как Лиепая (1 тыс. студентов) или Даугавпилс (2 тыс. студентов), просто нет. Крупные университеты начинаются с цифры 9 тысяч и больше. Для Латвии мы снизили критерии, чтобы в этой программе мог участвовать Елгавский [Латвийский сельскохозяйственный] университет — до 4 тыс. человек. Но это минимум, если мы хотим говорить о международной конкурентоспособности», — пояснил Ашераденс.
Университеты, однако, уверены: использовать количественный критерий неправильно.
«Если не будет университета в регионе, из региона отток людей будет намного больше, намного активнее. Это мы видим и по другим регионам. Там, где вузы — по сути, нет нигде студентов больше тысячи... Наша позиция: без количественного критерия можно оценить реальную ситуацию», — заявил Арвид Баршевский, проректор по науке Даугавпилсского университета.
«В больших категориях министр, конечно, права... Не всегда математический подход — а это тот подход, которым сейчас пользуется министерство — не всегда правильный. У нас есть два пути развития. Первый — помочь Лиепайскому университету, Даугавпилсскому университету, которые сейчас под большим вопросительным знаком, стать более мощными... Второе — уничтожить статус университета, что повлечет массу последствий. Фактически, Курземский и Латгальский регионы остаются без университетов, и у нас происходит концентрация только в Риге. Здесь вопрос о том, какой путь мы выберем», — подчеркнул Павел Юр, профессор Лиепайского университета.
Глава профсоюза Инга Ванага подчеркнула: профсоюз против количественных критериев для университетов. «Мы тоже согласны, что выдвинуть только численный показатель для студентов — это очень некорректно. Особенно если мы знаем, как во время дискуссий менялись эти критерии. В общем, хотелось бы сказать, что эти изменения — довольно грязная игра. Перемены нужны, это никто не отрицает», — указала Ванага.
В качестве примера «грязной игры» привела вопрос консорциума, который университеты поняли не так, как его видит министерство, а также вопрос студентов — для одних учебных заведений он изменился, для других — нет.
«Вопрос таков: если мы придерживаемся основных правил игры, почему у нас в законе не указано число учеников государственных гимназий. До какого уровня мы дошли, что мы в законе будем указывать число студентов?! Почему? Получается, когда выгодно — отключаем такие нормы, а когда выгодно, мы не выполняем нормы закона, чтобы обеспечить финансирование. А без обеспечения финансирования даже согласно советам Еврокомиссии очень некорректно, я считаю, выдвинуть новые требования для вузов... Было бы больше поддержки для этих реформ, если бы мы видели, что для этого будут необходимые средства», — указала Ванага.
С ней согласен и Айгар Лайзанс, проректор по учебной работе Латвийского сельскохозяйственного университета:
«Для вуза никаких критериев нет: в вузе может быть хоть 10 студентов, он может открываться и работать. Получается, что критерии не гомогенны, если так говорить».
Готовящиеся поправки к Закону о высших учебных заведениях в числе прочего подразумевают поделить стратегическую специализацию вузов по отраслям. Они не могут дублироваться — в противном случае учебная программа потеряет государственное финансирование. Эта норма вызывает недоумение у представителей образовательной сферы.
Политики хотят реформировать систему высшего образования: разделить вузы на те, где занимаются наукой, и те, где готовят кадры, а также изменить модель управления ими. Однако представители отрасли «Открытому вопросу» Латвийского радио 4 заявили: чтобы Латвия могла конкурировать с другими странами в этой сфере, нужно не только должное регулирование, но и должное финансирование.
Согласно реформе высших школ, университет может сохранить свой статус, если в нем обучаются не менее четырех тысяч студентов. В Лиепайском — менее 2 тысяч, примерно столько же в Даугавпилсском. Поэтому городам и университетам пришлось искать решение.
Они решили заключить договор о сотрудничестве с целью повысить эффективность образования. Ректор ЛСУ Ирина Пилвере в интервью программе «Домская площадь» Латвийского Радио-4 отметила, что все три вуза сохранят свою автономность и идентичность, а создание консорциума позволит не дублировать программы обучения и «стать ближе».
Перед третьим чтением Закона о высшем образовании в документ ещё возможно внести изменения — и сохранить за Даугавпилсским вузом статус университета.
Источник - rus.lsm.lv