Доктора юридических наук в шоке от того, как налоговые администраторы трактуют нормы закона, сообщает программа Nekā personīga. Фискалы взыскивают с трех сирот 18 000 латов, которые те не заплатили после продажи дома. Уже начата процедура взыскания — у молодых людей могут отнять все.
Дом в Бигауньциемсе построил дедушка героев истории — 25-летней девушки и 21-летний братьев-близнецов. Все трое жили в доме вместе с родителями. Отец семейства умер от рака, когда старшей дочери было 15 лет. Через три месяца от той же болезни умерла и их мать. Заботу о сиротах взяли на себя родственники.
Когда младшие дети достигли совершеннолетия, они решили продать дом, доставшийся по наследству, так как на его восстановление не было денег. Новый владелец был вписан в земельную книгу 9 ноября 2011 года. То есть, через 5 лет после того, как здание оказалось в собственности сирот. Закон в таком случае не предусматривает отчислений за прирост капитала. Однако почему-то в данном случае СГД точкой отсчета указывает день, когда был заключен договор о купле-продаже. Хотя в самом Гражданском законе говорится именно о регистрации в земельной книге.
По расчетам СГД, не хватает двух месяцев, чтобы сделка сирот не считалась «спекуляцией». Фискалы взыскивают с каждого члена семьи по 6000 латов и уже наложили аресты на их собственность (например, авто).
Молодые люди отказываются платить, так как не считают, что норма о спекуляции распространятся на них. Старшая сестра использовала все возможности обжаловать решение, сейчас её заявление принял Административный районный суд.
Новая глава СГД Инара Петерсоне объясняет ситуацию так: законодатель не дал СГД права разбираться в «человеческом факторе». Главное — это дата договора.
Однако преподаватель Латвийского университета, доктора юридических наук Янис Карклиньш говорит: за такой ответ он бы поставил первокурснику неудовлетворительную оценку.
— Я шокирован, что так можно трактовать нормы. Это абсурд. Вопрос только в том, почему человек должен таскаться по судам в таком глупом деле. У меня нет сомнений, что СГД это дело проиграет, — заявил он.
Сенатор Верховного суда Калвис Торганс тоже удивлен точкой зрения СГД.
— Это противоречит Сатверсме и свободе договора по Гражданскому закону. Договор о покупке — это только обещание что-то сделать, дать, заплатить, но он не приводит к смене владельцев. Смена происходит только тогда, когда результат внесен в земельную книгу, — уверен он. — даже в налоговых законах владельцем недвижимости человек становится только тогда, когда это вписано в земельную книгу. Точка!
Тем временем, сотрудница налогового управления СГД Байба Линде уверяет: «налоговая система — это вовсе не то же самое, что гражданско-правовые отношения».
Что ж, впереди суд.