— Далеко ходить не будем. В Рижском централе есть отделение, где содержатся осужденные с опытом работы в правоохранительных органах. Согласно международным нормам, они принадлежат к особой категории заключенных, которым необходимо отдельное содержание, соответствующий уход (в особою категорию также выделяются несовершеннолетние, женщины, иностранцы, приговоренные к пожизненному заключению, пожилые, больные осужденные и т.д.) Но даже на их примере мы видим: за первый год отбывания наказания они перенимают субкультуру заключенных, начинают иначе одеваться, вести себя, употреблять жаргон, просить невозможного... — говорит профессор.
Г-н Захарс считает, что три года в одиночке ничего не дают.
— Только полноценная программа ресоциализации с образованием, трудоустройством, элементами социализации могут дать эффект и надежду на то, что в человеке что-то щелкнет, — уверен он.
Он подчеркивает, что причины совершения преступлений скрываются в личности, в ее степени развития.
— Преступление совершается тогда, когда появляется гипертрофированное желание показать себя в недопустимом для обществе виде. Я бы сказал, главная причина преступлений в большинстве своем — это инфантилизм. Человек не создал себя как личность, у него очень раздробленные взгляды, отсутствие ценностей... Тогда он плывет по течению и совершает уголовные деяния. Он попадает сразу в роль виновного и жертвы. И — множит другие жертвы. Во-первых, своих близких, во-вторых, тех, кто страдает от его действий.