«В ту ночь все собаки лаяли и бесились»
Трагедия произошла в доме «Зелтини», расположенном в волости Глудас: 19 сентября к Бируте приехала дочь и обнаружила ее убитой. И Яниса тоже.
По одной из неофициальных версий, сын задушил мать, а после повесился сам. Это похоже на правду. Однако существует и более сложное объяснение, пугающее местных жителей: жестокое двойное убийство совершил некий ненормальный, который сейчас гуляет на свободе и представляет потенциальную угрозу для окружающих.
— Действительно страшные события. Сначала я узнала, что погибла Бирута, а на следующий день сообщили, что Яниса тоже нет в живых. В ту ночь все собаки в округе лаяли и бесились, ощущения были не из приятных. Вдруг убийца сейчас и в наши двери постучится, — делится впечатлениями пенсионерка Илзе.
Дом Zeltiņi расположен на окраине Земгальского посёлка. Строение обросло деревьями и кустами (см. фото), кругом травы по пояс, среди которой проглядывают лишь несколько вытоптанных тропинок – подходов к дому. Виднеется какая-то цветочная клумба. За забором – небольшой садик-огород.
Соседи говорят, что Бирута выращивала лишь самое необходимое, остальные продукты покупала в магазине, т.к. получала «нормальную пенсию».
Территорию охраняют два пса. Большой и злой постоянно лает и бросается — он сидит на цепи. Второй, поменьше, не привязан, однако травмирован, поэтому предпочитает держаться вблизи более крупного товарища.
Семья ранее была образцовой
Жители посёлка, знавшие убитых, рассказали, что Бирута вместе с мужем и двумя детьми, которые тогда были в детсадовском возрасте, перебрались в «Зелтини» 30 лет назад. Дом они купили.
Муж после тяжёлой болезни умер десяток лет назад, дети выросли и покинули отчий дом. Также несколько лет назад Бирута лишилась родной матери. С тех пор женщина проживала одна, самостоятельно занимаясь хозяйством.
— В последний раз встречала Бируту полгода назад, — говорит соседка Инесе. – Ранее она была энергичной, живой дамой, потом стала как все мы – деревенской пенсионеркой. У неё были проблемы с давлением, но она смогла их побороть – начала пить зелёный чай. Сына её Яниса я помню с детства. В 10 лет он уже без проблем управлял большим отцовским трактором К700. Боевой был мальчишка.
Соседка вспоминает, что в советское время семью Бируты считали почти показательной. Дети воспитаны, хорошо учились – дочь в итоге выучилась на учительницу, а сын пошёл по стопам отца — стал шофёром и трактористом. Бирута была женщиной аккуратной, любила порядок, работала в столовой. А ещё — хорошо пела и была рукодельницей – однажды связала всем ученикам Глудасской школы тёплые носочки с орнаментом.
Жизнь Яниса была гладкой лишь вначале, когда были деньги. Сначала он расписался с местной девушкой, жил в центре Земгале, растил двух дочек. Ездил на заработки в Скандинавию – рубил там лес. Но потом как-то не заладилось: лишился работы, брак развалился. Супруга, забрав младшую дочь, в поисках лучшей жизни уехала в Англию. Старшую дочь воспитывала родня.
— Янис очень переживал из-за расставания с женой. А недавно увидел в Интернете её фотографии с другим мужчиной. И совсем поник, — рассказал сосед Агрис.
Вечер перед убийством: пенсионерка вела себя странно
Агрис с супругой, как ближайшие соседи, поддерживали тёплые отношения с семьёй Бируты.
— Мы ей много помогали, в магазин возили, без нас бы она совсем пропала. Отношения с её сыном? По правде говоря, он не заботился о матери. Палец о палец в доме не ударил, в колодце даже воды у них не было.
Во вторник около 19.00 Бирута зашла к соседям.
— Она была тепло одета, будто на дворе зима. Попросила у моей супруги лекарство — с сердцем было плохо. Жена ей что-то подыскала. «Я пойду», — сказала она. Мы поинтересовались, куда она собирается. Ответила, что пойдёт посидит у школы (единственная основная школа в волости Глудас. – Прим.) до утра, может быть, там кто-то проедет.
Потом она ушла, не попрощавшись. А утром соседи до неё уже не дозвонились.
— Мы думали, что она вышла во двор и не слышит. Днём, когда ездили за газетами, увидели, что во дворе её дома стоит «скорая». Нас близко не подпустили, сказав, что мы не родственники. Что там у них произошло – мы не знаем. У её сына, вроде, тоже были проблемы со здоровьем, он даже лечился, но больше ничего не известно.
Автоавария «с последствиями»?
Соседи не исключают версии, что это Янис мог убить мать, а потом и себя. Яниса редко видели у матери – обычно он где-то работал. Окружающие его характеризовали как тихого и скрытного мужчину, который в последнее время пристрастился к алкоголю. Но до шумных попоек со скандалами никогда не доходило.
— Слышал, что Янис какое-то время назад лишился водительских прав, — поделился некий сосед. – Возможно, причиной была та авария, которую он совершил ночью, сев за руль своей Opel Vectra в пьяном виде. Это было два года назад. Жена тогда на него очень злилась, а потом и вовсе уехала из Латвии.
К счастью, в том ДТП пострадало лишь транспортное средство. Хотя сильно разбитый серебристый «опель» до сих пор стоит во дворе дома. Лобовое стекло со стороны шофёра разбито, возможно, головой Яниса. Соседи высказывают предположение, что Янис тогда всё же пострадал, после чего с головой у него стало «что-то не так». Может, поэтому все и произошло — «тронулся» и убил собственную мать.
Однако истинные причины трагедии предстоит установить полиции.