Как пишет The Financial Times, доля нелегальной экономической активности от ВВП в Греции составляет 25%. Во время глобального кризиса, при дефицитном бюджете и внешнем долге в 125% ВВП, падение экономики в 2009 году отмечено всего на 0,7%. Не намного от Греции отстал и еще один европейский теневой лидер — Португалия. Снижение ВВП в самой западной европейской стране составило 2,6%. В то время как в среднем по Старому Свету отмечено падение экономики в 4%. (В Латвии, отметим, на теневую экономику приходится от 25 до 40%, считает известный журналист Юрис Пайдерс.)
Стоит напомнить, что к теневой экономике относят не только криминальные занятия, карающиеся законом, но и вообще ведение экономической деятельности без уплаты налогов и социальных отчислений. В таком случае в теневую экономику попадают и такие законные и даже уважаемые виды деятельности, как, например, репетиторство...
Вместе с тем, как отмечают аналитики Deutsche Bank, относительно благополучно, но хуже, чем Греция и Португалия, рецессию переживают страны, где теневого сектора в экономике практически нет — Франция, Нидерланды, Австрия. «В этих странах люди чувствуют, что государство честно по отношению к ним, и в обмен на свои налоги они получают довольно много товаров и услуг, — цитирует Financial Times австрийского профессора из университета города Линц Фридриха Шнайдера. — Соответственно, они с большей вероятностью будут платить налоги, что увеличивает поступления в бюджет».
Менее всего «рецессиостойки» окажутся государства, где средняя нелегальная активность в экономике. Специалисты Deutsche Bank высчитали наиболее неблагополучную долю теневой составляющей экономки — 14,3318% от ВВП. Самой близкой из европейских стран к неблагоприятному уровню соотношения внутреннего валового продукта и теневого сектора оказалась Германия, где, согласно подсчетам экспертов, доля тени от ВВП составила 14,6%. И кризис оказался достаточно серьезным.
Вывод :
Фридрих Шнайдер считает, что теневая экономика — вообще, лучший способ борьбы с рецессией. Объясняет Шнайдер это тем, что деньги, зарабатываемые нелегально, в банках не накапливаются, а тут же тратятся, соответственно повышая потребительский спрос.