Вчера же в суде выяснилось, что другого обвиняемого судят с существенными ошибками.
«Моему клиенту Роману Раймерсу пришло уведомление из суда, о том что он обвиняется в участии в погромах 13 января. При этом статья УЗ, по которой он обвиняется, не указана, а персональный код Романа написан с ошибкой. Считаю этот документ недействительным» — с таким заявлением выступила адвокат Мара Красовска, защищая одного из обвиняемых.
Защитница подала в Рижский окружной суд заявление с просьбой не призывать Романа Раймерса к уголовной ответственности. Пока её клиент входит в число 23 обвиняемых.
У представителей прокуратуры мнение на этот счёт категоричное – заявление адвоката необоснованно и его следует отклонить, так как статья Уголовного закона указана в общем обвинении, а ошибка в персональном коде – это лишь опечатка.
Адвокат же такую опечатку не приемлет, аргументируя следующим:
— Если человек, к примеру, выезжает за границу, в его документах всё должно быть в порядке и в них не может быть чужого персонального кода.
Судья Ирена Логина, заслушав мнения сторон, приняла решение – просьбу адвоката отклонить.
— У суда нет сомнений, что Раймерс, указанный в обвинении, это именно тот Раймерс, который регулярно ходит на судебные заседания и участвовал в досудебном следствии. В противном случае, зачем человеку, который не имеет к этому делу никакого отношения, всё время ходить в суд? – пояснила судья.
Рассмотрение дела продолжится 8 февраля.
Напомним, что 5 января Рижский окружной суд разделил общее уголовное дело «о погромах 13 января 2009 года», в котором обвиняемыми проходят 68 человек, на три отдельных процесса (по 23, 35 и 10 человек в каждом). В данный момент идёт рассмотрение первого дела.
Половина жителей страны считает, что погромщиков надо наказать
Почти половина, или 49%, экономически активных жителей Латвии в возрасте от 18 до 55 лет полагают, что обвиняемые за погромы 13 января должны получить наказание, предусмотренное в законодательстве.
Из них 21% респондентов полагают, что обвиняемые непременно должны быть наказаны, а 28% — скорее за то, чтобы они были наказаны. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного агентством TNS Latvia совместно с телекомпанией LNT.
37% опрошенных придерживаются иного мнения, полагая, что обвиняемых в погромах 13 января не следует наказывать.
У 14% участников опроса нет конкретного мнения по данному вопросу.
Как это было
Все возникло стихийно: 13 января 2009 года около 19 часов несколько сотен участников мирной акции протеста, организованной партией «Общество за другую политику», с Домской площади направились к зданию Сейма. Там отдельные группы молодежи забросали здание парламента яйцами, бутылками, булыжниками из мостовой, попытались ворваться внутрь. Были разгромлены также магазины на ул. Смилшу и других. Полиция пыталась сдержать погромщиков, в итоге был применен слезоточивый газ и другие спецсредства.
Около 20.30 в Вецриге сотрудники правоохранительных органов приступили к массовым задержаниям. Всего во время беспорядков в Вецриге было задержано 126 человек.
29 января 2009 года до административного суда дошло дело первого погромщика, которому инкриминировалось сопротивление полиции и бросок булыжником в полицейского. Однако судья Целмс отправил материалы в Криминальную полицию, чтобы проверить, не совершил ли молодой человек уголовного преступления.
Также поступили и с другими задержанными: административные дела по статье «сопротивление сотрудникам полиции» в судах закрывались, а материалы отправлялись в полицию — для того, чтобы начать уголовные процессы. Одновременно шла дискуссия в прессе: кем считать участников беспорядков? Пьяными погромщиками, которых надо наказать по всей строгости закона, или «нашей протестной молодежью», которую надо пожурить и простить. В итоге было принято первое объяснение.
Не всех фигурантов «ночи булыжников» удалось сразу выявить. Однако полиция вывесила фото самых рьяных на сайте www.masunekartibas.lv и дело пошло быстрее.
Об обвинениях. Только одному из фигурантов дела поначалу вменили «мелкое хулиганство». Однако и это дело было закрыто и передано в полицию для дальнейшего расследования по более тяжкой статье.
Как отмечают в прокуратуре, дело неспроста длилось почти два года: объемы его очень большие – 39 томов (это почти 10 тысяч страниц). Было проведено более 700 допросов, назначено 28 экспертиз.
Потерпевшие требует возмещения ущерба в размере 130 000 латов.