Как заявил адвокат Страздса Павел Ребенок, его клиент является инвалидом второй группы, поэтому сейчас готовятся документы с просьбой отменить меру пресечения. В настоящее время бывший судья находится в полицейском изоляторе в Елгаве, а через несколько дней будет переведен в Центральную тюрьму Риги.
Что вменили судье
Как выяснили борцы с коррупцией KNAB, Зиедонис Страздс, злоупотребляя служебным положением, в корыстных целях с 1995 года фиктивно оформлял на работе людей, которые реально в суде не работали.
Среди «мертвых душ» значились: помощник председателя суда, помощник судьи, администратор суда, архивариус, секретарь и уборщик. Их зарплаты, по версии следователей, судья Страздс тратил на свои личные нужды, то есть мошенничал с государственными средствами.
По делу проходила также экс-судья Рижского окружного суда Буйвиде. По мнению следователей, она оказывала Страздсу поддержку, то есть действовала так, чтобы преступление не было раскрыто.
Как рассказала прокурор в суде, по мнению обвинения, Буйвиде поддерживала обман Страздса. Так, в 1995 году она предложила некой Айе Видзе поучаствовать в схеме фиктивного тудоустройства. Та согласилась. В результате Страздс на зарплате новой работницы получил 74 000 латов (105 000 евро). Впрочем, обвинение признает: доказательств, что Буйвиде знала о долгосрочном фиктивном трудоустройстве знакомой нет. Зато, как считает прокурор, когда Буйвиде узнала, что схему вот-вот раскроют, она отправилась к Видзе и проинструктировала её насчет дальнейших действий. То есть, налицо попытка скрыть следы особо-тяжкого преступления и своего соучастия.
Дело в отношении Буйвиде закрыли из-за наступления срока давности на основании «нереабилитирующих обстоятельств». Впрочем, он это решение обжаловала. Но в прениях прокурор высказал мнение, что закрытие было обоснованным. Сейчас процесс закрыт решением суда из-за отсутствия состава преступления.
В итоге прокуратура привлекла Страздса к уголовной ответственности за злоупотребление служебным положением в корыстных целях по ч. 2 ст. 318 Уголовного закона (УЗ) и за мошенничество в крупных размерах по ч. 3 ст. 177, а также по ч.2 ст. 327 УЗ — за подделку документов.