Стоит отметить, во взяточных делах такого рода один из ключевых моментов — это выявление степени ответственности фигурантов. Защита традиционно пытается доказать, что подсудимый не принимал никаких решений самостоятельно, поэтому и взятку ему давать было совершенно не за что. Поэтому вызываются свидетели, чтобы прояснить должностные обязанности и возможности обвиняемых.
Однако, что опять-таки традиционно для таких дел, уточнить круг полномочий наших чиновников крайне трудно: они либо ничего не помнят, либо ни в чем не участвовали.
Вот и сегодня допрошенный и.о. директора Департамента развития Гвидо Принцис так и не смог прояснить участникам процесса, как ведутся дела в департаменте, который ранее возглавляли Штрамс и Странцис. Практически все его ответы сводились к тому, что он «затрудняется комментировать ситуацию». Он также не помнит ничего ни о стройках в 2004—2005 годах, ни о критериях, по которым департамент отбирал важнейшие стройки и давал зеленый свет.
И даже на вопрос судьи, какую должность он занимал в то время в департаменте, свидетель не смог дать вразумительного ответа:
— Я начал работать там в 2000 году, потом поднимался по карьерной лестнице, выполнял различные обязанности.
В какой-то момент судья Виганте не выдержала:
— Господин Принцис, вы очень расплывчато отвечаете на вопросы. Я думаю, любой в этом зале на вопрос «Кем он работал пять лет назад?» сможет дать нормальный ответ, а вы не можете вспомнить, чем конкретно занимались в 2005 году!
Вопросы свидетелю задала и обвиняемая Инара Вилкасте:
— Помните ли вы, сколько документов подписывали в 2004—2005 годах? Знали ли вы лично всех, кто обращался к вам с заявлениями?
Но и на эти вопросы г-н Принцис ничего конкретного не ответил.
Следующее заседание по этому делу запланировано на пятницу. Будут допрошены еще четыре свидетеля.
А теперь — мнение второй стороны об интригующих моментах вчерашнего выступления свидетеля Шталбергса. (Отчет о вчерашнем заседании см. текст — "Суд о «думских взятках»: Шталбергс об обувной коробке с 550 000 и любви".
О гражданском браке и машине времени
Сегодня в кулуарах суда защитник Инары Вилкасте Юрис Дзелме дал нам такой комментарий:
— Раймонд Шталбергс утверждает, что жил с Инарой Вилкасте в гражданском браке. Однако это не соответствует действительности. В то время в доме Инары Вилкасте проживал Владимир Вашкевич. Не могли же они жить все втроем?.. Более того, Шталбергс сам подтверждает: они только встречались — на квартирах и в гостиницах. Но это значит, что ни о каком гражданском браке Шталбергса и Вилкасте речи идти не может — для этого необходимо именно «совместное проживание».
Вызывают сомнения у юриста и показания Раймонда Шталбергса о том, откуда он взял деньги на взятку чиновникам в 550 000 латов — не иначе, как при помощи машины времени.
— Он утверждает, что передал деньги, вырученные от продажи долей фирмы Juhans. Но эти доли он продал в 2006 году, а взятку передал — в 2005. Как такое возможно? Но, если он отнес какие-то другие деньги (не от продажи Juhans), то пусть объяснит суду, откуда он их взял?
И немного о политике
Пересказывая свой разговор с Петерисом Странцисом, Шталбергс упомянул такой момент. Чиновник якобы заявил ему, что "вопрос был активизирован со стороны Народной партии". Таким образом, за крупную сумму именно "оранжевые" должны были помочь с решением земельного вопроса.
После заседания Шталбергс заявил журналистам: ему неизвестно, какую часть суммы должны были получить члены Народной партии. Однако, по его словам, предложение Странциса его не удивило, так как ему было известно о том, что бывший муж Инары Вилкасте Владимир Вашкевич связан с "оранжевыми"...
Сегодня представители Народной партии уже обнародовали заявление по «распространению ложных слухов» в показаниях свидетеля Шталбергса.
— Скорее всего, это его попытка улучшить свою репутацию в глазах общества и правоохранительных органов, и, возможно, заслужить более мягкое наказания за те преступления, в которых он обвиняется, — говорится в официальном заявлении «народников».
Представители партии призывают Генпрокуратуру обратить внимание на это случай и тщательно проверить правдивость слов Шталбергса.