И какова вероятность, что солидный покупатель купит «паленое» полотно классика?
Попутно мы выяснили, чем закончилось нашумевшее не так давно «дело Немца».
Как картину за 10 000 продали за 50
Скажем сразу: картины в Латвии крадут довольно редко. Однако по несколько случаев в год все же фиксируется. Иногда случаются и счастливые истории спасения. Как, к примеру, в деле о краже из Пиебалгского художественного хранилища. Воры наведались туда 12 января 2012 года в пять утра. Они просто выбили окно камнем. Однако вскоре сработала сигнализация, так что много они унести не успели. После их визита пропали три картины: «Анна» Волдемара Тоне (на фото справа), «Городская окраина» Яниса Циелавса и «Дом Черноголовых» Екаба Страздиньша.
Что очевидно: в искусстве воры не разбирались. Полотна Пурвитиса, Валтерса, Яунсудрабиньша и других мастеров взломщики просто побросали на пол. Хватали картины по принципу «чем красивее рама».
Дальнейшие события это подтвердили: работу Тоне нашли в тот же день в ломбарде. Взломщики продали ее за 50 латов, хотя, судя по материалам дела, полотно оценено в 10 000 латов.
Работники ломбарда узнали «Анну» и сами обратились в Инспекцию по памятникам.
Еще пару дней спустя нашли и картину Циелавса, стоимостью 6000 латов. Ее преступники тоже сдали в ломбард за очень скромную сумму. «Дом Черноголовых», к сожалению, найти не удалось: эту картину, как выяснилось уже в ходе следствия, воры просто выбросили в мусорник в Иманте.
Сейчас троица преступников ждет суда: Эдгар Сприньгис, Мартиньш Узтицс и Элва Лаце.
Двое из них уже были судимы – за кражи и грабежи.
Первый суд о картинах был назначен на 1 мая. Но начать процесс в тот день так и не удалось из-за болезни Узтицса.
«Теневого рынка искусства в Латвии нет»
Антикварщик Артур Авотиньш в разговоре с kriminal.lv подтвердил: мафии, специализирующейся на предметах искусства и разбирающейся в нем, в Латвии, судя по всему, нет. «Под заказ» картины не воруют.
— Нет у нас серьезного рынка сбыта, вот и нет громких краж, — говорит г-н Авотиньш.
Если и случаются ЧП, то, как правило, это дело рук дилетантов, которые решили, что за картины они смогут выручить немного денег. Но и у них тут же возникают проблемы:
— Продать краденый предмет искусства у нас практически невозможно. Во всяком случае, официальным путем, — говорит г-н Авотиньш. – Любую картину проверит специальная комиссия, так что сбыть краденое не получится.
Правда, есть скупки и ломбарды, так называемый серый сектор. О нем ничего подробнее сказать не могу. Хотя... Громких историй, связанных с ним, за последнее время не было.
Чем закончилось «дело Немца»
Кража картин Тидеманиса на 500 000 стала, пожалуй, самым громким уголовным делом, связанным с предметами искусства за последнее время.
Одна из причин: в нем фигурировал деловой партнер скандального бизнесмена Гатиса Сакнитиса Отто Галсонс, один из крупнейший землевладельцев Латвии, член «списка богатых Лато Лапсы». В 90-х его знали как Немца, и он пользовался авторитетом в определенных кругах. Он был знаком с Харитоновым, Валягиным и др. Но с тех пор, утверждал сам Галсонс в интервью kriminal.lv, прошло много времени, «молодость прошла», и он уже давно изменился.
Его задержали 20 января 2010 года сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью. Речь шла о подозрении в вымогательстве 20 000 латов. Вместе с Галсонсом тогда отправились за решетку еще трое.
Версия полиции была такой: пропали картины на 500 000 латов известного латвийского художника Тидеманиса, принадлежавшие некой даме В. Вскоре после этого даме предложили эти картины вернуть — за 20 000 латов. Но она обратилась в полицию с заявлением и обвинила в похищении Отто Галсонса. Поэтому ему вменили вымогательство в группе (ст. 183 ч. 2).
В разговоре с нами г-н Галсонс категорически отрицал все обвинения в свой адрес:
— Потерпевшая г-жа В. рассказывает, что эти картины стоят 500 000 латов, а заказал эту кражу миллионер Кокалис! Но это же просто смешно. Да и не стоят эти картины 500 000 – за такую цену картин даже в нашем Художественном музее нет.
По версии Галсонса, дело против него было заказным. Ибо с Бюро по борьбе с оргпреступностью у него давно сложились не очень хорошие отношения.
Промежуточный итог по этому делу пока таков: трое из четверых обвиняемых отправились на скамью подсудимых. Их дело рассматривает суд Рижского района. Что касается самого Отто Галсонса, то он в итоге был признан невменяемым. Его процесс выделен в отдельное делопроизводство и пока по-прежнему находится в прокуратуре.
«Крадут в основном картины и иконы»
Как сообщила нам пресс-представитель Госполиции Синтия Вирсе, в Латвии фиксируется от 3 до 8 краж предметов искусства в год. Чаще всего объектами интересов воров становятся картины и иконы.
Сумму ущерба определяют сами потерпевшие. Пока самой дорогой украденной картиной стало полотно за 20 000 латов. В случае же краж икон с определением ущерба возникают трудности. К примеру, если иконы достались по наследству, были подарены или их возраст неизвестен, а фотографий, чтобы попытаться оценить образ, не сохранилось.
Из хроники картинных краж
В марте этого года из дома некоего пенсионера в Скулте были украдены 60 картин.
Осенью 2010 года в Валмиере неизвестные грабители украли сразу четыре картины. Однако автор похищенных полотен и владельцы отказались от начала уголовных дел, предлагая жителям задуматься о моральном аспекте самого факта кражи.
На одной из украденных картин, которая до этого находилась в читальне пансионата «Валмиера», был изображен осенний пейзаж с плавающими лебедями, на другой (которая висела в коридоре) – городские здания.
В то же время в конце сентября из центра «Атвасара» пропали картины художника Яниса Дзинтарса Звирбулиса. На них были изображены пейзаж и цветочная композиция.
В декабре 2009 года в Риге воры позарились на работу Мартиньша Круминьша «Сен-Мартенский канал. Париж». Эту картину педагог Агенскалнсской творческой студии написал в 2008 году. Перед пропажей картина выставлялась в галерее в пассаже «Бастея».
В том же году из галереи Ten в Лиепае кто-то унес картину с тюльпанами, стоимостью 130 латов. Кража произошла среди бела дня. Работник галереи отошел и не услышал колокольчик, который сообщает о приходе нового посетителя. Посетитель этим воспользовался.
Самая дорогая украденная картина стоила 20 000.
На фото: Отто Галсонс, «Анна» Волдемара Тоне.