Сотрудники УДГМ в разговоре с нами этот факт подтвердить отказались - защита личных данных.
Однако есть общедоступные данные латвийских регистров, которые подтверждают: гражданин РФ по имени Олег Коляда 1967 г.р. (бывший председатель правления банка "Траст" - такого же возраста) является членом правления фирмы PAKKO INVEST. 33% долей этой фирмы, зарегистрированной по адресу в Риге, принадлежат гражданке РФ Татьяне Коляде. (Очевидно, это супруга "расхитителя"). Кроме того, Олег Коляда является заместителем председателя совета компании Icoo. В совете последнего предприятия, также зарегистрированного в Риге, числятся актриса Анна Путниня и совладельцы латвийского юридического бюро Inlat Рихард Линде и Роман Козлов. Таким образом очевидно: Коляда с Латвией в любом случае связан весьма тесно.
Что еще стоит отметить: по месту регистрации обеих фирм (Гертрудес,7), нам не удалось обнаружить ни вывесок предприятий г-на Коляды, ни следов кипучей коммерческой деятельности. Собственно, из действующих фирм со всей очевидностью по этому адресу присутствуют только книжный магазин Polaris и уже упомянутое юридическое бюро Inlat. И это все. Но, как мы понимаем, на это можно возразить так: обе фирмы находятся в стадии становления. И вообще: в наше время самые большие обороты - в интернете. И пр.
Между тем, как отмечает газета Neatkariga, Коляда получил документы для перемещения соискателя убежища и вид на жительство ещё 12 ноября 2012 года. В заявлении бизнесмена была сделана отсылка на 20-ю статью Закона об убежище, в которой говорится, что на статус лица, ищущего убежища, могут претендовать лица, прибывшие или находящиеся в Латвии из-за обоснованных опасений преследования в своей стране или предыдущей стране пребывания по признакам расовой, религиозной, национальной, социальной или политической принадлежности и которые из-за этих опасений не могут или не хотят воспользоваться правовой защитой соответствующего государства.
Принимая во внимание обоснования для заявки на убежище, можно сделать вывод: Коляда опасается преследований в России, так как работал в команде Михаила Ходорковского.
Афера с нефтью и скандальное освобождение
Около трех лет назад, когда Коляда выходил на свободу, российская пресса довольно много писала об этом. Что отмечалось особо: бизнесмен был осужден на более, чем 7 лет. Но вышел досрочно.
"На свободу вышел бывший председатель правления банка "Траст" Олег Коляда, - писал по этому поводу "Росбалт" (текст от 04/05/2011). -- Весной прошлого года он был осужден на семь лет и три месяца за хищение средств компании ЮКОС. Но на днях банкира условно-досрочно освободили из колонии. Примечательно, что в свое время служебная проверка в отношении начальника Главного следственного управления СКП РФ Дмитрия Довгия была начата, поскольку его заподозрили в попытке освободить Коляду из-под стражи".
Но проверка ничего не решила, бизнесмена все же выпустили. "У него трое детей, плохое состояние здоровья, за время отбытия наказания он не получал взысканий, поэтому отпустили условно-досрочно", — отмечает по этому поводу "Росбалт".
И поясняет при этом: освобождение Коляды совпало с тем, что другой фигурант дела о хищении средств ЮКОСа – бывший глава "Томскнефть-ВНК" Сергей Шимкевич — получил новый срок. В 2010 году он одновременно с Колядой был осужден к 11 годам колонии, а в конце апреля 2011 года к этому наказанию добавили еще два года по новым эпизодам хищения.
По версии следствия, в 2005-2006 годах Шимкевич, возглавлявший дочернюю структуру ЮКОСа "Томскнефть-ВНК", принял невыгодное для головной компании решение – продать по заниженной цене 1 млн 320 тонн нефти. Покупателем стала фирма "Рекма", принадлежавшая двоюродному брату Шимкевича Вячеславу, которая потом перепродала нефть уже по мировым ценам. Правоохранительные органы посчитали, что такая сделка нанесла ущерб в 1,5 млрд рублей, впоследствии легализованные при помощи Олега Каляды, являвшегося в то время предправления банка "Траст".
В этот же период времени Коляда и Шимкевич, как считают следователи, провернули новую аферу. Со счета "Томскнефть-ВНК", открытого в "Трасте", были списаны 5,9 млрд рублей под предлогом покупки 14 векселей того же банка "Траст". Потом эти вексели обменяли на не имевшие никакой цены векселя "Томскнефть-ВНК" 2003 года выпуска и вексели Сбербанка. Последние обвиняемые погасили, а всю выручку от этих сделок поделили между собой.
Во время процесса Коляда и Шимкевич отрицали свою вину, утверждая, что никаких хищений не совершали, все сделки были экономически выгодны "Томскнефти". Весной 2010 года Мещанский суд приговорил Коляду к 7 с половиной годам лишения свободы, а Шимкевича — к 12 годам. Позже Мосгорсуд снизил им сроки наказания до семи лет и трех месяцев, и 11 лет в колонии соответственно. В конце апреля 2011 года над Шимкевичем закончился еще один процесс. Дорогомиловский суд признал его виновным в хищении у "Томскнефти" 460 млн рублей и увеличил срок наказания до 13 лет лишения свободы.
"У меня пытаются отобрать акции банка"
Когда Олег Коляда оказался за решеткой, начался еще один процесс - в связи с переделом банка. Конфликт сопровождается традиционными для нынешней России персонажами: партнерами и следователями, «отжимающими» собственность у банкиров, а также британскими судьями.
Как сообщили «Ведомости», в октябре 2012 г. бывший совладелец банковской группы «Траст» Олег Коляда подал иск к бывшему партнеру Илье Юрову в Высокий суд Лондона. Он утверждает, что его друг и коллега Юров нарушил условия трастового договора, заключенного с ним в 2006 г.
Коляда утверждает в иске, что был одним из пяти основных акционеров банковской группы «Траст», в которую входили национальный и инвестиционный банки «Траст».
Банк «Траст» был создан в результате слияния одноименного инвестбанка и «Менатеп СПб». До 2004 г. 68,4% акций инвестбанка «Траст» и 99,6% акций «Менатепа» (позже — нацбанк «Траст») принадлежало МФО «Менатеп». В июне 2005 г. менеджеры банка во главе с Юровым выкупили МФО «Менатеп» у GML (контролировалась совладельцами ЮКОСа во главе с Михаилом Ходорковским) за $106,8 млн.
И вот, в октябре 2006 года, опасаясь преследования, Коляда заключил с Юровым соглашение, по которому передал свою долю в кипрской TIB Holdings, контролирующей группу «Траст», в доверительное управление, говорится в иске. Бенефициаром акций, как следует из приведенных в документе выдержек из трастового договора, оставался Коляда, а Юров обещал выполнять его инструкции, действовать в его интересах и не получать никакой прибыли от управления акциями, за исключением годовой комиссии.
По условиям договора Юров мог выкупить акции «не менее чем за $40 млн по официальному курсу Банка России». Для этого он должен был прислать Коляде уведомление о выкупе и в течение месяца перечислить по полученным от него реквизитам $20 млн в рублях, а в течение следующего месяца — еще $20 миллионов...
Дальнейшее понятно. Когда находишься за решеткой, трудно уследить за соблюдением договоренностей, что и стало предметом отдельного судебного процесса. А долю экс-банкира осенью 2007 г. приобрел американский инвестбанк Merrill Lynch (сейчас входит в BAML).
Примечание к фото: в 2010 году банк «Траст» запустил рекламную кампанию с изображением актера Брюса Уиллиса. Говорят, исполнитель главной роли в «Крепком орешке» мог получить за этот рекламный контракт около $2 млн.