Вел конференцию, приуроченную к Дням адвокатуры, председатель Общества юристов Латвии Айварс Боровковс.
Права человека и прослушка
— 96-я статья Сатверсме гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, жилища и корреспонденции. Однако есть ряд законов, в которых предусмотрено, что право на неприкосновенность частной жизни может быть нарушено, — заявил адвокат Алоиз Вазнис. — Так, проводить специальные следственные действия (прослушивать телефон, контролировать корреспонденцию, проводить слежку) позволяет не только Уголовно-процессуальный закон, но и Закон об оперативной деятельности.
— Зачем это двойное разрешение на ограничение прав человека? — недоумевает г-н Вазнис.
Тревожит адвоката и экс-министра внутренних дел ЛР также публичность сведений, полученных при помощи специальных следственных действий.
Он привел такой пример: уголовный процесс против Руслана Дерванса, после закрытия которого распечатки телефонных разговоров были опубликованы в прессе. Тогда, по словам г-на Вазниса, обер-прокурор Адлерс заявил, что публикации не подлежат только разговоры, которые получены по решению следственного судьи. А материалы прослушки, полученные на основе Закона об оперативной деятельности, секретными не являются и публиковать их можно.
Когда закончится незаконная видеослежка?
Адвокат Саулведис Варпиньш в своем докладе сделал упор на такой метод спецслужб, как видеоконтроль.
— Во время видеонаблюдения права человека нарушаются более серьезно, чем во время обычной «прослушки». Ведь можно не только слышать, но и видеть, что человек делает. Но он не осознает, что его снимают. Хорошо, если на пленке — преступное деяние. А если какие-то личные, возможно, интимные действия?
В связи с этим, как считат г-на Варпиньш, основания для видеослежки должны быть крайне серьезными. Однако дальше возникает ещё одна проблема: поскольку видеонаблюдение, как и прослушка – секретные мероприятия, пожаловаться на съемку скрытой камерой просто нельзя.
А иногда это крайне необходимо, так как нарушения в действиях спецслужб совершенно очевидны, считает г-н Варпиньш. В качестве примера он приводит конкретное дело, в котором сотрудники KNAB попросили в Верховном суде разрешение на прослушивание телефонных и не только телефонных разговоров конкретного лица – женщины. Однако, получив это разрашение, следователи установили в кабинете подозреваемой скрытую камеру.
— Суд не давал разрешение на видеоконтроль – его просто не просили, — подчеркивает г-н Варпиньш.
– К сожалению, и KNAB, и прокуротура считают, что всё, что они делают, законно. Проблема ещё и в самой судебной системе, — подытожил он.
Адвокат призвал своих коллег не оставлять пободные нарушения прав человека без внимания и бороться до конца.
— Нужно жаловаться в Европейский суд по правам человека, пока не будет результата, — заявил г-н Варпиньш.
Допущенных к гостайне тоже слушают
О сложной жизни «допущенных» порассуждал в своем докладе Рихардс Бунка, член президиума Общества юристов Латвии.
— Количество людей, допущенных в гостейне – это сейчас тоже гостайна. Однако можно сделать вывод, что допущенных более, чем несколько десятков тысяч человек. Это не только сотрудники спецслужб, но и некоторые адвокаты, а также частные лица – предприниматели, выполняющие госудраственные заказы, связанные с гостайной. Но когда человек получает доступ к гостайне, он подписывается под условием, что разрашает проводить в отношении себя весь спектр оперативных мероприятий. Делается это для того, чтобы государство могло удостовериться: этот человек честный и не разглашает доверенные секретные сведения. И получается, что в любой момент, пока человек допущен в гойстайне, за ним могут беспрепятственно следить.
Ещё один интересный нюанс, на который обратил внимание г-н Бунка – это загруженность полицейских. Если вычесть из календарного года все выходные и праздники (их у нас около 110), 36 дней положенного по закону отпуска, два дня в месяц, которые полицейские дожны проводить на занятиях по физподготовке и стрельбе, получается, что на расследование дел у них остается около 200 дней в году. (Кстати, отдельное время приходится , к примеру, и на дорогу до места ЧП. Так, полицейские из районов в среднем два дня в месяц проводят за рулем). Средняя нагрузка на каждого полицйского – 150 дел в год. Вот и судите сами сколько времени каждый полциейский может потратить на расследование конкретного дела...
— А это все влечет ошибки и некачественные действия, которые, свою очередь, вызывают обоснованные обжалования, а значит повышают нагрузку на суды, — говорит г-н Бунка. – Конечно, винить в этом самих полциейских или полицейское начальство было бы странно – людей осталось столько, сколько осталось. Может и хотелось бы перепоручить какие-то дела другим сотрудникам. Но их просто нет. Приходится с этим считаться.
День бесплатных консультаций: «Помогите развестись!»
Накануне Дня адвокатуры более 20 адвокатских бюро провели бесплатные консультации для всех желающих. По словам заместителя председателя Совета адвокатов Гуны Камински адвокаты работали до позднего вечера.
— В этом году мы провели такой день в качестве эксперимента. Однако я считаю, что он прошел удачно и мы будем продолжать эту практику и в будущем.
По словам г-жи Камински, чаще всего люди обращались за консультацией по решению трудовых споров, жилищных и семейных вопросов, а также вопросов собственности и найма. Впрочем, подробнее раскрывать темы, всплывшие на этих консультациях, юристы отказываются – все-таки этика требует соблюдения конфиденциальности.
– Я принял несколько человек, — говорит адовокат Карлис Палепс. – Тема разговора — семейный конфликт, расторжение брака. А ещё очень многих сейчас интересует вопрос – как не отдавать деньги? Он доминирует всегда, а в кризис — особенно. Конкретные случаи разглашать не буду – это было бы неэтично. Но могу сказать так: все, кто пришёл вчера к нам в бюро, получили свою консультацию, никому отказано не было.
Адвокат Андис Раудиньш, по его словам, принял несколько челвоек из числа малообеспеченных:
– Их интересовали вопросы, связанные со рабочими и квартирными конфликтами, а большинство интересовалось вопросом расторжения брака.
Впрочем, адвокат Айнарс Платацис считает, что его коллегам стоит тщательнее продумать проведение таких консультций в будущем. Ведь при отсутствии договора получается, что юрист не несет никакий ответственности за свои советы.
– Я не говорю, что всё должно быть на коммерческой основе, оплата может быть и символической или её вообще может не быть. Просто должна быть взаимная ответственность между клиентом и тем, кто его консультирует. В общем, я такую благотворительность без ответственности не поддерживаю.
Немного истории
Адвокатская коллегия Латвии в этом году отмечает свое 89-летние. Первое собрание присяжных адвокатов прошло 19 марта 1921 года. В то время в адвокатуре было 85 членов. Первым председателем Совета присяжных адвокатов стал Густавс Земгалс (впоследствии президент ЛР).