Анна обратилась в клинику пластической хирургии, чтобы сделать блефаропластику верхних век. Хирурга выбирала долго и тщательно, прочитав кучу отзывов на соответствующих форумах, в том числе и на Facebook в группе «Пластическая хирургия, инъекции». На «подтяжку» шла, не боясь, потому что сама операция очень простая, выполняется под местной анестезией и требует лишь небольших надрезов на верхнем веке, пишет "МК-Латвия".
Беспокойство появилось тогда, когда перед операцией ей дали подписать бумагу, в которой говорилось, что пациент предупрежден о возможных рисках и согласен на них.
– То есть они сняли с себя всю ответственность? А если бы что-то пошло не так, если бы меня изуродовали или задели какие-то нервы на лице, то никто бы не был виноват, кроме меня самой? – недоумевает Анна, рассказывая эту историю.
Наверное, таким вопросом задается каждый пациент пластического хирурга, которому дают подписать подобную бумагу.
В случае Анны действительно не все было сделано безупречно, несмотря на то, что оперировал хирург с именем. Женщина попросила исправить «недоделки», и доктор легко на это согласился. А если бы не согласился? Недаром, обсуждая хирургов на форумах в Интернете, бывалые клиентки клиник красоты пишут не только о том, сколько стоит их работа, но и готов ли тот или иной специалист исправлять результат своей работы.
Уколы красоты
Что происходит в том случае, если пациент недоволен результатом омоложения, а врач не готов его исправлять, лучше всего иллюстрирует пример рижанки Надежды.
В 2014 году, когда Надежде было 42 года, она обратилась в частную клинику. Хозяйка этой частной практики вколола ей филлеры в губы. Всем известно, что эта, прямо скажем, недешевая манипуляция делается для увеличения губ и поднятия их уголков, чтобы избавиться от «складок скорби». Кроме того, врач-косметолог вколола клиентке филлеры и в другие части лица, чтобы разгладить носогубные складки, приподнять скулы и подтянуть овал лица. Все вместе стоило Надежде 400 евро.
В результате таких уколов красоты запускаются процессы выработки кожей собственного коллагена, лицо становится более пухлым и выглядит моложе. Правда, нам не совсем понятно, зачем 42-летней женщине все эти ухищрения. В этом возрасте кожа еще сама способна к регенерации, и обычно достаточно хорошего крема с лифтинговым эффектом. Ну а уж с филлерами она вообще должна была бы выглядеть лет на тридцать. Но не в данном случае.
Врач-косметолог послала к психиатру
– Через несколько дней в области уколов началось жжение, – рассказывает Надежда, – и вместо обещанного увеличения объема началось его уменьшение. Я обратилась за разъяснениями к доктору, сделавшему мне эти инъекции, и была направлена к семейному врачу для сдачи анализов. Анализы не показали ничего. Не обнаружив причины этого явления, я вернулась в ту же клинику, решив выяснить, не могло ли подобное состояние быть вызвано уколами филлеров. Доктор выслушала меня и сообщила, что этого не может быть потому, что не может быть никогда, что это все у меня в голове, и намекнула, что мне надо обратиться к психиатру.
Забегая вперед скажем, что Надежда этим советом впоследствии воспользовалась. Но не потому, что психически не нормальная. А потому, что постоянное жжение в лице и стремительное ухудшение внешнего вида погрузило ее в тяжелую депрессию, из которой она вынуждена и по сей день выкарабкиваться с помощью выписанных психиатром антидепрессантов.
А в тот момент она еще надеялась. Надеялась на то, что в других клиниках ей помогут избавиться от введенного в лицо вещества. Но ни в одной клинике никто не захотел брать на себя ответственность за чужую работу.
Обращалась в полицию, прокуратуру, суд
До сих пор Надежде не удалось установить, что за вещество ей вкололи на самом деле. Оказывается, в нашей стране нет лабораторий, в которых человек может это сделать за свои деньги. Попытки женщины установить это через суд, а также обращения в прокуратуру тоже ни к чему не привели, хотя в своих заявлениях она просила назначить ей судебно-медицинскую экспертизу.
Участковый полицейский отказался вникать в это дело, перенаправив заявительницу в Инспекцию здоровья. А прокуратура ответила, что так как Инспекция здоровья не нашла нарушений, заявительнице остается решать дело не в уголовном, а в гражданско-правовом порядке. Ее заявление в административный районный суд было оставлено без рассмотрения. Из-за неопытности и сложности самостоятельного участия в таких делах Надежда не успела в срок оформить оплату судебной пошлины. Административный окружной суд, где она хотела оспорить отказ в разбирательстве ее жалобы, тоже ей отказал на том основании, что решение районного суда по таким делам обжалованию не подлежит.
Инспекция здоровья работает с документами
Как следует из заключения Инспекции здоровья, ее специалисты работают исключительно с документами. А по документам никаких нарушений в действиях частной клиники не обнаружено.
Инспекция здоровья в своем заключении приводит кучу директив ЕС, требованиям которых эти препараты полностью отвечают. Также Инспекция ссылается на правила Кабинета министров ЛР, согласно которым происходит регистрация и оценка соответствия, а также эксплуатация и распространение медицинских приспособлений. Специалисты проверили имеющиеся на тот момент в частной клинике филлеры и написали, что они отвечают всем требованиям. Далее перечисляется, какие сертификаты есть у данных препаратов. Инспекция даже связалась с Госагентством лекарств, и там заверили, что в их базе данных нет информации о том, что Juvederm Voluma с лидокаином и Juvederm Ultra Smail когда-либо отзывались с рынка из-за несоответствия качеству.
И в самом деле, филлеры гиалуроновой кислоты Juvederm Voluma с лидокаином и Juvederm Ultra Smail – широко известны и отлично себя зарекомендовали, их колют тысячам женщин во всем мире. Вот только их ли вкололи Надежде?
Надо признать, что Инспекция здоровья провела большую работу. Она проверила медицинскую документацию Надежды в тех медучреждениях, куда она обращалась после этого случая, начиная от семейного врача, хирургов и дерматологов и заканчивая стоматологами. И ни один врач не подтвердил письменно, что проблемы со здоровьем у Надежды вызваны введением филлеров. Однако ни один из этих врачей не дал и заключения о том, с чем же связаны проблемы Надежды.
Любопытно в этом плане заключение сертифицированного дерматолога. Чтобы исключить заболевание кожи, врач взял биопсию кожи с левой щеки. В результате патологического исследования материала констатированы признаки атрофии кожи и ее дериватов (дериваты – производные кожи), в том числе признаки старения.
Но биопсия – это не экспертиза препарата, а обследование состояния кожи. Для Инспекции здоровья этот врач обтекаемо пояснил, что он не нашел в медицинской литературе сведений, что жалобы пациентки могут быть связаны с инъекциями гиалуроновой кислоты. В итоге инспекция сделала вывод, что проблемы заявительницы связаны со старением организма, а не с вколотыми филлерами.
Однако Надежду интересовало другое – что за препарат вкололи именно ей. Врач ведь теоретически могла ошибиться, использовать филлер с просроченным сроком годности или вообще ей мог попасться поддельный медикамент. Поэтому женщина просила инспекцию провести экспертизу того, что у нее под кожей.