В среднем им причиталось по 4,4 млн евро в год. Кроме того, в этом году акционеры должны были получить 15 млн. евро. Но Reverta, которая управляет "плохими" активами и судится за долги Parex, уже давно пыталась прекратить эти выплаты.
В итоге, 1 июля прошлого года была принята норма закона, в которой указано: получающим господдержку, до того момента, пока не будет возвращен долг государству, следует запретить погашать другие задолженности и выплачивать проценты по ним.
В кулуарах по этому поводу улыбаются: "поправка принята специально, чтобы не платить Каргину-Красовицкому. Но закон обратной силы не имеет, и дело может быть проиграно".
В свою очередь лишенные процентов возмутились и отправились в Конституционный суд.
"А как же деньги членов семей?"
Процесс по заявлению сына Валерия Каргина Максима рассматривался в КС 16 сентября текущего года.
Заявитель считает, что нововведение в виде 8-й статьи закона о контроле поддержки коммерческой деятельности противоречит Сатверсме и праву собственности.
Истец напомнил, что 105-я статья нашей конституции гласит: "Каждый имеет право на собственность. Собственность нельзя использовать вопреки интересам общества. Право на собственность может быть ограничено только согласно закону. Принудительное отчуждение собственности в интересах общества допустимо только в исключительных случаях на основании отдельного закона за справедливое возмещение".
В данном случае заявитель считает, что собственность - ежемесячные проценты от использования капитала - отчуждены в принудительном порядке, при этом - безвозмездно. Ведь проценты не только не выплачивают, их даже не высчитывают и не накапливают, так что их не выплатят и в будущем. То есть: законодатель проигнорировал процедуру, предусмотренную четвертого предложения 105-й статьи Сатверсме.
Представители Сейма, в свою очередь, считают, что законодатель новой нормой вовсе хотел не "отобрать собственность". Речь идет только об "ограничинии использования собственности в интересах общества".
Омбудсмен Юрис Янсонс, приглашенный к участию в разбирательству в свою очередь указывает: у заявителей не отнимали право получения займа, это право просто ограничили во времени - с момента присвоения поддержки до момента окончания этой поддержки. То есть, норма никак не ограничивает право получить проценты после того, как окончится срок этой самой государственной поддержки. В целом же правозащитник считает норму совершенно справедливой и легитимной.
Решение КС по этому беспрецедентному делу ожидается в течение месяца.
Рекордный иск и утечки Wikileaks
Тем временем против экс-владелцев банка продолжаются суды по возмещению ущерба. Крупнейшие претензии, как известно, предъявили Агентство приватизации и Reverta. Истцы просят возместить убытки на 141,6 млн евро, ибо считают, что экс-владельцы были неоткровенны при передаче дел — отнюдь не вся информация о реальном положении в Parex banka попала в отчеты.
Отметим так сказать зрелищную сторону этого суда: после "дела Maxima" это второй по сумме иск, вчиненный у нас ответчикам за последние годы.
Обосновывая цифры ущерба, представители Reverta указывают: банкиры должны были сообщить в балансе банка фактические потери, которые по состоянию на 31 октября 2008 года составляли почти 82 млн. латов. Однако этого сделано не было. Поэтому теперь они требуют взыскать эти миллионы с Каргина и Красовицкого, плюс — убытки непосредственно Агентства приватизации.
Представители ответчиков иска не признают: решение о полном перенятии Parex banka было политическим, принятым под давлением извне, а сам иск строится на сомнительных документах.
Процесс, к сожалению, идет в закрытом режиме. Поэтому воспроизвести полностью аргументы сторон невозможно. (Увы, это отнюдь не единственный важный для общества процесс, который был в последнее время закрыт для прессы. Упомянем также "дело Latvijas Krajbanka", детали которого публика узнает только в неофициальном порядке. -- Авт.).
Как мы поняли, в данном случае представители ответчика апеллируют к фактору давления на латвийское правительство, которое внезапно изменило свое мнение. И вместо половины акций, потребовало все 100 процентов. Судя по всему, ситуация тогда осложнилась не без вмешательства лобби шведских банков.
Поцитируем в этой связи Wikileaks, который приводит депеши посольства США в Вашингтон ( http://www.wikileaks.org/plusd/cables/08RIGA701_a.html ; http://www.wikileaks.org/plusd/cables/08RIGA724_a.html ; http://www.wikileaks.org/plusd/cables/08RIGA723_a.html ).
22 октября 2008 года Каргин обратился к правительству Годманиса с просьбой о помощи. Но минфин на нее не согласился. Однако 8 ноября 2008 года правительство Годманиса все же заключило историческое соглашение — Латвийская республика за символическую цену покупает 51% акций. Договор предусматривал сохранение должностей в банке для Красовицкого и Каргина.
Однако этот план провалился едва высохли чернила. Ибо в Латвию прибыли представители Международного валютного фонда и Евросоюза, представители правительства Швеции с целью ознакомится с ситуацией на месте и решить, давать Латвии кредит или нет.
Неделей позже в распоряжение посольства США попало засекреченное сообщение МВФ от 22 ноября, из которого следует: Фонд недоволен процессом перенятия банка. В сообщении было указано: ознакомившись с экономическим положением в стране и нюансами сделки, МФВ настаивает на стопроцентной национализации банка.
Когда посол Чарльз Ларсон встречался с руководителем банковского регулятора Латвии Иреной Крумане, она передала дипломату копию меморандума МВФ. В ней латвийскому правительству было рекомендовано полностью национализировать Parex-bank и отстранить прежних владельцев от руководства, а также снять правление.
Римшевич также сообщил: правительству придется оказать значительное давление, чтобы добиться от прежних владельцев добровольной передачи правительству оставшиеся акций Parex-banka. И если это не удастся, правительству придется искать решения юридического и судебного характера, чтобы получить оставшиеся акции. Но, если сделку Parex-banka удастся рестуктуризировать так, чтобы МВФ был доволен, то Латвия смогла бы получить первую часть денег от ЕС/Швеции в течение нескольких дней...".
Несколькими днями позже, 4 декабря, министр финансов Атис Слактерис сообщил послу США, что правительство Годманиса изменило свою позицию и решило поддержать требование МВФ и ЕС -- полностью национализировать Parex-bank.
Формальная причина для смены позиции — в Госкассе стало не хватать денег. Однако Wikileaks приводит сообщения посольства США, которые свидетельствуют, что на самом деле правительство Годманиса попросту следовало установкам МВФ.
"И тут пришел новый владелец магазина"
Отметим от себя: споры о роли г-д Каргина и Красовицкого происходят довольно оживленно.
Так, на предварительном заседании по иску о 141,6 млн страсти кипели нешуточные. Представители ответчиков пытались доказать, что никаких убытков Каргин и Красовицкий работали на совесть, что подтверждается годовыми отчетами, а также протоколами собраний акционеров, где эти отчеты утверждались. Проблемы и убытки «всплыли» почему-то уже после перенятия учреждения государством. Так, к примеру, адвокат ответчиков Угис Грубе задался таким вопросом: до перенятия банка проверяющие СГД не обнаруживали никаких проблем с налогами, однако после него внезапно насчитали неуплату 2 миллионов латов. «Это похоже на изменение отношения в связи со сменой политического курса», — заявил г-н Грубе.
— Сам суд напоминает ситуацию, когда новый владелец магазина устанавливает в заведении новые цены и требует разницу от старого владельца, — прокомментировал иск адвокат.
Представитель Reverta Агрис Битанс этот довод парировал так:
— Если новый владелец видит, что прежний хозяин выставлял товар в продажу по цене ниже себестоимости, то тогда есть все основания обращаться к нему с претензией.
Промежуточный финиш
Экс-владельцы Parex-banka в свою очередь пытаются отбиться: они выдвинули иск с требованием «признать недействительным договор о продаже Parex banka за 2 лата». И окончательного судебного решения по нему еще нет.
Но это, как мы с вами понимаем, уважаемые читатели, уже послесловие к свершившемуся факту.
Хочешь рассмешить Бога – расскажи о своих планах
Тут немного ностальгии. Вспомним 2005 год, расцвет «жирных времен». Глава Parex banka Валерий Каргин, недавно названный самым богатым человеком Балтии, презентует книгу "Люди и деньги". В ней он пишет:
— Мне 43, сколько еще осталось при таком ритме жизни?.. Лет 20? Посчитал — будет 2024 год. Что же такое 20 лет бизнеса в цифрах? Беру со стола калькулятор, считаю: 175 тысяч часов, 10 миллионов минут, или — 50 тысяч гостей, встреч и бесед, организованных в моем кабинете и вне его; 500 тысяч телефонных звонков, до миллиона подписанных бумаг, договоров, распоряжений, поручений, за каждым из которых стоит денежная сумма...Каким я буду? С кем? После бешеных лет проведенных в «банкинге», станут ли меня возить на инвалидной коляске, или я превращусь в стареющего плейбоя? Тоже жалкое зрелище...
Что ж, остается только порадоваться за г-на Каргина: уже несколько лет как прежний «бешеный банкинг» для него закончился, есть шанс прожить дольше.
В последние годы Валерий Каргин — не частый гость в VIP-тусовках. Светские хроникеры отмечали его присутсвие на «Новой волне» - когда она была. С новой спутницей жизни Анной Бариновой он был замечен также на некоторых концертах. Но на посольских приемах его больше не видят. В среде власть имущих — тоже. Времена, когда посол Латвии в России (и Англии) забегал к нему попить чайку, уже в прошлом.
Что касается 2024-го года, то сейчас уже очевидно: все суды в связи с крахом Parex banka к тому времени вряд ли закончатся.
Сам он, по его собственнным словам "начал третью жизнь". Он собирается возобновить предпринимательскую деятельность, однако она точно не будет связана с "банковскими делами", потому что это для него - уже "пройденный этап", - сообщил он не так давно Latvijas Avize.
"Это не банк. Я больше не хочу заниматься банковскими делами. Как человека меня это больше не интересует. Это пройденный этап в моей жизни", - сказал В.Каргин.
Он не стал раскрывать, в какой сфере деятельности и в какой стране планирует начать предпринимательскую деятельность, а только уточнил, что сфера деятельности не связана с банками. На вопрос о том, откуда возьмется капитал для начала нового бизнес В.Каргин ответил так: "Я работаю. Не сплю, а работаю и стараюсь достигнуть определенных результатов. Стараюсь не сдаваться".
Но, по его словам, не каждому человеку удается начать все сначала. "Немногие могут гордится тем, что начали с нуля полностью новую жизнь. Нет ни денег, ни друзей, ни прежних связей", - пояснил В.Каргин.
Как утверждает экс-банкир, новая жизнь у него уже началась. "Когда уходил из банка, выкурил в своем кабинете последнюю сигарету, затушил ее в пепельнице и сказал себе: больше не курю и не пью, занимаюсь спортом. Я изменил все. Если раньше я жил, чтобы руководить коллективом в 4000 человек, то после ухода из банка это полностью изменилось", - говорит экс-президент Parex banka.
И о судах: "Не говоря о том, что эти иски полностью абсурдны, совершенно понятно, что ведение судебных тяжб принесет государству только потери. Государство не сможет взыскать с меня 225 миллионов евро, потому что у меня нет таких денег и нет имущества, которое может обеспечить сумму исков. Все заработанные деньги вкладывались в банк", - пояснил В. Каргин.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня".