Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК, FKTK) и ABLV Bank сегодня заключили административный договор в отношении нарушений, обнаруженных в ходе проверок КРФК, который направлен на улучшение работы системы внутреннего контроля банка. Договор предусматривает уплату банком штрафа в размере 3,17 млн евро и вынесение предупреждения ответственному члену правления банка, говорится в распространенном банком сообщении.
Контекст
ABLV Bank является крупнейшим независимым частным банком в Латвии. Крупнейшим акционерам банка — Олегу Филю, Эрнесту Бернису и Нике Берне — на основе прямого и косвенного участия принадлежит 86,25% основного капитала банка с правом голоса. В группу ABLV входят ABLV Bank, AS и ряд дочерних компаний, в том числе ABLV Bank Luxembourg, ABLV Capital Markets и ABLV Asset Management. У группы ABLV есть представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Киеве, Одессе, Минске, Алматы, Баку, Ташкенте, Гонконге и Лимасоле.
Подписав административный договор, КРФК и ABLV Bank договорились о мировом соглашении для прекращения начатого КРФК административного дела.Определяя размер подлежащего уплате штрафа, КРФК учла, что сейчас ABLV Bank выполняет все регулирующие требования и продолжает улучшать систему внутреннего контроля, поэтому штраф был применен в уменьшенном объеме – 3,17 млн евро, что соответствует 2,5% от общего годового дохода банка. Согласно Закону о кредитных учреждениях, КРФК вправе применить штраф вплоть до 10% от общей суммы нетто-доходов банка за предыдущий финансовый год.
В ходе проверок КРФК констатировала, что в предыдущие годы банк не обеспечил в достаточном объеме проверку и документирование экономической сути и правовой цели отдельных сделок клиентов. КРФК считает, что банк не обратил достаточное внимание на нетипично большие для клиента, сложные или взаимосвязанные сделки, а также не осуществлял усиленный надзор за отдельными сделками клиентов в рамках углубленной комплексной проверки, сообщает ABLV в пресс-релизе.
Стороны административного договора пришли к соглашению о последующих мерах, которые банк обязался в полном объеме предпринять в установленные сроки с целью усовершенствования системы внутреннего контроля и усиления ее эффективности. В свою очередь, КРФК будет осуществлять надзор за выполнением обязательств банка в установленные в договоре сроки и в установленном объеме.
Выводы, сделанные в ходе проверок КРФК, касаются ранее осуществленных сделок клиентов и документирования этих сделок, однако их оценка проводилась на основании сегодняшних более строгих критериев. За последний год требования в отношении обслуживания клиентов менялись очень быстро и существенно. В настоящее время банк полностью соблюдает регулирующие требования. Значительно увеличено количество сотрудников, работающих в сфере обеспечения соответствия, и укреплен потенциал соответствующих структурных подразделений. Это также учла КРФК при определении суммы штрафа, которая является наименьшей возможной, применяемой к кредитным учреждениям согласно закону.
К сожалению, в предыдущие годы требования по изучению и документированию сделок клиентов еще не были достаточно детально проработаны. В настоящее время этот недостаток устранен. Более того, банк отказался от части клиентов, обслуживание которых, если исходить из нынешних требований, могло бы создать несоразмерный риск, а также продолжает проводить строгую оценку клиентов. ABLV Bank продолжит улучшать систему внутреннего контроля в соответствии с рекомендациями КРФК, на что будет направлено не менее 6,5 млн евро. Будет проведена оценка системы внутреннего контроля банка и предприняты необходимые меры для усовершенствования ее работы и повышения эффективности, завершает банк свое сообщение для прессы.
Следует отметить, что еще более чем за полгода до решающего этапа переговоров с ОЭСР Латвия начала предпринимать активные меры по упорядочению финансовой сферы. В начале осени были приняты нормы (они вступили в силу с января с.г.) о получении Службой госдоходов доступа к сведениям о подозрительных сделках клиентов латвийских банков. Выполнение надзорной функции (вместе с административными расходами) было возложено на сами кредитные учреждения, от чего те были не в восторге.В конце осени – начале зимы начались уже и репрессии против банков, недостаточно прилежно выполнявших требования о пресечении легализации теневых капиталов. Так, в начале декабря Комиссия по рынку финансов и капитала оштрафовала Privat Bank на рекордно крупную на тот момент сумму – 2 млн евро.
Сразу после инцидента с Privat Bank было опубликовано заключение ОЭСР о том, что Латвия борется с отмывкой нелегальных капиталов недостаточно усердно. Вскоре после чего Trasta komercbanka подтвердил ранее прозвучавшую информацию о задержании своих сотрудников, подозревемых в пособничестве легализации незаконно полученных средств. Для Trasta komercbanka всё закончилось очень плохо: в начале января были установлены ограничения на вывод средств из него, в начале марта с.г. Европейский центробанк аннулировал ему банковскую лицензию, а уже 14 марта стало известно, что суд постановил ликвидировать это кредитное учреждение.
Privat Bank решение о штрафе обжаловал, руководство кредитного учреждения начало активно спасать бизнес, и итогом стало мировое соглашение с КРФК в начале мая. Банк обязался выполнить все требования комиссии, уплатил двухмиллионный штраф и отозвал правление в полном составе. За что и был помилован: ведь, несмотря на суровость назначенного в конце прошлого года наказания, лицензию на банковскую деятельность регулятор у PrivatBank не отозвал.
В марте с.г. принадлежащий братьям Белоконям Baltic International Bank был оштрафован регулятором на 1,1 млн. евро. Не дожидаясь новых репрессий, Rietumu banka немедленно покинул Ассоциацию коммерческих банков. Формально этот беспрецедентный в Латвии шаг его руководство обосновывало экономической деятельностью самого банка. Впоследствии стало известно, что в планах Rietumu banka - отказ от сети банкоматов. Этой весной Европейский центробанк объявил, что вводит в Rietumu прямой надзор.
Что же касается Baltic International Bank, то недавно он объявил, что бюро внутреннего контроля пресекло попытку обращенной против банка провокации, создающей возможные угрозы благосостоянию клиентов и репутации кредитного учреждения. Затем прозвучала информация об обысках в банке, проводимых в рамках расследования дела о легализации теневых капиталов. Экономическая полиция по этому поводу сообщила лишь о подозрениях в том, что отмывка длилась несколько лет, а «грязные деньги» поступали из постсоветскиx государств.
В апреле разразился скандал вокруг панамского юридического бюро Mossack Fonseca, обслуживающего клиентов офшоров по всему миру - среди участников сети финансовых транзакций оказались и латвийские банки, а в Риге у Mossack Fonseca даже имелось свое бюро. Фигурантами скандала оказались четыре из пяти работающих на территории Латвии крупнейших банков.
Тогда же, в апреле, действующие на территории Литвы банки SEB и Swedbank выплатили Банку Литвы штрафы по 4,4 тыс. евро каждый за превышение дозволенных платежей, снимаемых при выполнении трансграничных переводов. Предупреждение вынесли и банку DNB, но тот успел предпринять меры по устранению нарушений.
Источник: lsm.lv