По мнению присяжного адвоката Яниса Ликопса, одна из причин, почему в записях земельной книги бывает сложно разобраться — это историческое наследие. В довоенной Латвии было одно регулирование, потом были советские законы, затем старые нормы были восстановлены с попытками модернизации. В Латвии слишком много нормативных актов, регулирующих сферу недвижимости.
Присяжный адвокат Илга Гудреника-Кребс рассуждает о том, почему записи в земельной книге выглядят так, а не иначе — реальный владелец идет не первым, а последним в списке. Непонятно также, почему нужно хранить неактуальные данные, ведь иногда записи занимают по 200 страниц. Бывает, что недвижимость принадлежит несколькими лицам идеальными долями, но при сложении всех долей не получается целое, следовательно, есть ошибки. Единой практики ведения записей судьи земельной книги не придерживаются.
Бывает и так, что не совпадают данные земельной книги и Государственной земельной службы (ГЗС) об одном и том же объекте, потому что базы данных этих учреждений все еще не совмещены. Без профессиональной помощи юриста в истории некоторых объектов простой человек не разберется. Фактически, земельная книга и ГЗС — это два параллельных мира, отмечает Ликопс.
Министерство юстиции поясняет, что земельная книга – это регистр юридических прав, тогда как в системе кадастровой информации подтверждаетя наличие объекта на местности. Соответственно, разные и требования к регистрации недвижимости.
Минюст отмечает, что в ноябре прошлого года Кабмин принял концепцию о создании единой системы кадастровой информации и земельных книг, и сферы ответственности этих учреждений будут разделены.
Чтобы люди быстрее закрепляли право собственности на недвижимость в земельной книге, предусмотрены санкции – повышенная государственная пошлина, если с момента сделки прошло более полугода.
Источник - rus.db.lv