27 Апреля 2024 12:54
Новости
  17:02    16.9.2015

Заключенный и электрочайник: жалоба на тарифы в Елгавской тюрьме (1)

Заключенный и электрочайник: жалоба на тарифы в Елгавской тюрьме <span class="comment-count">(1)</span>
Валерий Савич, отбывающий пожизненный срок в Елгавской тюрьме, жалуется: при использовании личного электрочайника, телевизора и прочей бытовой техники заключенные должны платить за электроэнергию из своего кармана по повышенному тарифу. Бюро омбудсмена эту информацию подтверждает.
Савич высказывает претензии также и на медицинское обслуживание в тюрьме. Но не только он. "Человеку стало плохо, а врачей не было," - это сейчас частая жалоба из тюрем. Что ситуацию усугубляет: заключенным зачастую самим нужно покупать лекарства для лечения... Попытаемся же разобраться с вопросами по тюремным тарифам и медицине.

Откуда спецтарифы за решеткой?

Начнем все же с человеческого фактора. Валерий Савич - отнюдь не заурядный воришка, его уголовное дело было на слуху у всех. (Подробнее об этом - см. в главе "Для справки: кто такой заключенный Савич?"). Нам, уважаемый читатель, пришлось в свое время писать и об его убийствах, и судебном процессе. Поэтому письмо производит двоякое впечатление:

во-первых, (и это ожидаемо) заключенный всем недоволен. К журналистам у него тоже множество претензий. Но, согласимся, трудно ожидать позитивного взгляда на жизнь от человека с его биографией. Находится он сейчас в одиночной камере, болен (проблемы с легкими) и занят бытовыми проблемами.

и во-вторых: Валерий Савич - прав. Почему же в Елгавской тюрьме такие странные тарифы на электричество? Как такое вообще может быть и в чем тут логика?

Кто-то из читателей, особенно тех, кто знал жертв Савича, наверняка скажет: "И этот еще недоволен!?". И будет тоже по-своему прав. Но это, тем не менее, не снимает вопроса о нарушениях закона в наших тюрьмах.

А цены на электричество в Елгавской тюрьме, констатирует В. Савич, -- невиданные! Он приводит такой прейскурант на пользование электроприборами из своего личного опыта:

* телевизор TCL (25 W) -- 5,09 евро в месяц.

* электрочайник Komfort (150 W) -- 4,23 евро в месяц.

* радио First (5 W) -- 2,15 евро в месяц.

То есть: за электричестве набегает больше 10 евро в месяц. "А работой нас не обеспечивают," -- констатирует заключенный. Поэтому в тюрьмах создается система поборов с родственников и друзей.

И еще:

"Заключенным недоступен интернет как таковой, отправлять электронные сообщения они не имеют права, за это наказывают дисциплинарно". Но проблема не только в отсутствии привычных "на воле" развлечений - соцсетей, фильмов, игр. "Заключенные не имеют возможности пользоваться порталами likumi.lv и другими официальными базами данных по законодательству".

"Администрация в основном блокирует любую правовую информацию, во всяком случае в закрытых корпусах Елгавской тюрьмы это так," -- утверждает В, Савич. -- То есть: "теоретически нам позволяют знакомиться с нормативными актами (на likumi.lv), есть помещение с компьютерами. Но практически ситуация такова, что в компьютеры вставлена специальная программа, которая блокирует доступ к интернету. Есть специальная папка, в которую выборочно перенесены нормативные акты. И они не всегда действующие (как мы поняли, они просто устаревают. -- авт.). "Если же заключенный запрашивает возможность почитать конкретный нормативный акт -- его заставляют за это тоже платить! -- комментирует В. Савич.

Отметим от себя: Бюро омбудсмена эту информацию подтверждает.

"Заключенные вынуждены незаконно добывать законы!"

Поцитируем, что обнаружил омбудсмен по этим вопросам (www.tiesibsargs.lv):

"В Латвии закон предусматривает, что каждый человек имеет право ознакомиться с публикациями в официальных изданиях в государственных и муниципальных библиотеках. Стоит напомнить, что с 1 января 2013 года официальные издания у нас публикуются только в электронном виде на порталах www.vestnesis.lv un www.likumi.lv. По закону, каждое место заключение должно быть оборудовано как минимум двумя компьютерами, чтобы обеспечить доступ к этим изданиям.

Однако, как обнаружили сотрудники бюро омбудсмена, в библиотеке тюрьмы Браса компьютеры недоступны - заключенные делали незаконные подключения. В итоге свежая информация о законах и правовых актах им недоступна. Об этом омбудсмен уведомил руководство УМЗ.

С тарифами тоже все, мягко говоря, негладко. В свежем докладе бюро омбудсмена напоминает: уже и ранее правозащитники обращали внимание на то, что заключенные за использование электроэнергии платят больше, чем прочее население Латвии. Что вряд ли можно назвать справедливым, особенно если учесть, что большинство заключенных либо не работает, либо получает очень скромные доходы.

Как это могло получиться? Судя по расчетам, когда устанавливали тарифы для заключенных, принималось во внимание не среднее потребление электроэнергии, а максимально возможные показатели в максимально допустимый интервал времени. И это несмотря на то, что существенную часть дня заключенные проводят на работе или на учебе. В итоге заключенные переплачивают за электроэнергию, а также другие услуги. Например, за писчую бумагу или копирование документов. Омбудсмен считает, что необходимо пересчитать тарифы, о чем начал дискуссию с Минюстом.

О лекарствах. В 2014 году правозащитники получили несколько жалоб на то, что заключенным самим нужно покупать лекарства для лечения. Со здравоохранением, как оказалось, в разных тюрьмах по разному, кому как повезет.

В любом случае, по правилам Кабинета министров Nr.25, заключенных бесплатно обеспечивают самыми эффективными и дешевыми лекарствами, которые выписывает местный врач. Однако омбудсмен получил жалобы, что в медицинской части тюрем, как правило, находится терапевт, который проводит первоначальный осмотр, но не назначает дальнейший визит к специалисту более узкого профиля. Эти заявления омбудсмен переправил в Инспекцию здоровья.

Но отнесемся со здоровым скепсисом к решению вопроса таким образом. В латвийских тюрьмах не хватает медиков, и быстро эту проблему не решить.

"На данный момент не хватает 25-ти врачей"

По закону у заключенных должна быть возможность получить медицинскую помощь, но работать в тюрьме мало кто хочет: денег мало, а стресс огромный.

Данута Канделе – врач-психиатр. В тюремной системе работает уже 20 лет. Ее пациенты - наркоманы, заключенные в глубоком стрессе и с проблемами поведения. Есть и те, кто болен душевно уже давно. К своим пациентам в Олайнской тюремной больнице она ходит с охраной. «Словесная агрессия от заключенных, вседозволенность – это ежедневное явление. Врач-психиатр старается за полсекунды, пять секунд предвидеть возможность нападения», - рассказала Данута Канделе службе новостей телеканала ТВ5.

Далеко не все врачи могут работать с заключенными, не выдерживают психологического давления, в свою очередь пояснил руководитель медицинской части Управления мест заключения Вадим Викторов. Заключенные постоянно пишут жалобы на врачей во все инстанции. На данный момент во всех тюрьмах не хватает 25 врачей. Нет руководителя Олайнской больницы, главврачей и узкоспециализированных специалистов. И дело не только в сложных пациентах. «Если городская больница больница изменять заработную плату исходя из своих ресурсов, то мы этого делать не можем. У нас установлена конкретная сумма, от которой мы не можем отходить, исходя из своего бюджета. Врачи получают фиксированную зарплату плюс 25% доплаты за тяжелые условия труда», - пояснил ТВ5 Вадим Викторов. Например, сертифицированному врачу с опытом работы могут предложить чуть больше 900 евро грязными.

В каждой тюрьме есть медицинская часть, куда заключенные обращаются с проблемами. В штате – врач-интернист или семейный. Обязательно должен быть психиатр. По возможности – стоматолог, но с последними большая проблема, чаще всего заключенных с зубной болью везут в город. Правда, обычные больницы особенных пациентов не очень жалуют. «Я получаю очень много писем из государственных и не только лечебных заведений. Они отказываются обслуживать осужденных, потому что, во-первых, это угрожает непосредственно их безопасности плюс престиж. Есть престижные лечебные учреждения, которые категорично отказываются обслуживать наших заключенных», - указал Вадим Викторов.

В Олайнской больнице всего четыре отделения. Самый большой спрос на блок для больных туберкулезом. Есть еще отделение психиатрии, диагностики и по уходу за пациентами с хроническими заболеваниями и тех, кто восстанавливается после операций.

С 2009 года в операционном зале проводят только мелкие хирургические манипуляции. Причина простая: содержать команду хирургов круглосуточно – это слишком дорого и не эффективно, потому что заключенного с аппендицитом из Валмиеры в Олайне не повезут, прооперируют в местной городской больнице . К тому же, врачам нужны пациенты – в Латвии 6 тысяч заключенных, и далеко не все нуждаются в серьезной медпомощи.

Решение проблемы с кадрами не будет быстрым. Правительство поддержало предложение Управления мест заключения ввести досрочную пенсию для тюремных врачей и увеличить зарплаты, но произойти это может не раньше 2017 года.

Промежуточный финиш

Латвийские заключенные часто выигрывают дела в Страсбурге. "Дело о тарифах", очевидно, будет следующим.

Для справки: кто такой заключенный Савич?

В последний раз СМИ активно писали про Валерия Савича, (1966 г. р.) осенью 2012-го года. В заголовках варьировалась такая новость: "ЕСПЧ обязал Латвию выплатить серийному насильнику и убийце 5000 евро".

Что же произошло: Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) приговорил тогда Латвию к выплате Валерию Савичу 5000 евро (3514 латов) в связи "с неприемлемыми условиями содержания". Сам жалобщик хотел получить компенсацию в размере 200 000 евро (140 560 латов). Но суд решил иначе.

ЕСПЧ при этом признал, что Латвия нарушила 3-ю статью Европейской конвенции по правам человека, запрещающую пытки, жестокое или унижающее достоинство обращение или наказание. А именно: изоляция Савича и проверки в Даугавпилсской тюрьме (с ноября 2008 года — Даугавгривской тюрьме) противоречат этой статье.

Как обращение, унижающее человеческое достоинство и превышающее неизбежный уровень страданий заключенного были расценены: запрет сидеть и лежать на кровати днем, полная принудительная длительная изоляция, прогулки только в сопровождении собак наряду с частым обыскиванием и недостатком подвижности.

ЕСПЧ при вынесении решения сослался на неоднократно критиковавшиеся условия содержания в Даугавпилсской тюрьме тех, кто приговорен к пожизненному заключению.

За что Валерий Савич оказался в тюрьме: в 2002 году он совершил серию преступлений в Елгаве, Бауском районе, Риге и Юрмале. В его деле фигурируют 11 эпизодов, среди которых — пять случаев удовлетворения сексуальных потребностей в извращенной форме, два изнасилования и убийства несовершеннолетних.

В 2003 году он был приговорен к пожизненному заключению. В 2004 году совершил попытку побега.

На условия содержания в Даугавпилсской тюрьме Савич неоднократно жаловался и в латвийские суды и прокуратуру.

Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"

Оставить комментарий

Комментарии

  • Basharov 16 Сентября 2015 19:37

    Pust' iuda skazhet, skol'ko ZHIZNEJ on pogubil i kakogo vozrasta...!!!

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии