Оперативным путем было установлено, что исполнителями убийства являлись трое выходцев из Ингушетии и Чечни. - сообщает «Росбалт».
Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, раскрыть убийство Калмановича удалось в ходе расследования серии нападений на владельцев престижных иномарок. Действовали преступники всегда по одной и той же схеме.
У дорогих ресторанов и бутиков, престижных домов они находили иномарки и устраивали засаду. Как только водитель снимал машину с сигнализации и начинал садиться, злоумышленники врывались в салон авто. Обычно они нападали на женщин-водителей. Потом на машине вместе с жертвой уезжали в глухое место, где отбирали у водителя пульт от сигнализации и выкидывали его на улицу. Один раз у преступников нападение пошло не по плану, девушка-водитель оказала сопротивление, ее стали выталкивать из автомобиля и долгое время тащили на ходу по асфальту. В результате несчастная получила тяжелые травмы.
Банда действовала в Москве несколько лет, а в 2010 году оперативникам МУРа удалось выйти на трех ее членов, их телефоны поставили на прослушивание. В ходе разговоров один из подозреваемых (уроженец Ингушетии) похвастался приятелю, что он участвовал в крупном, не профильном для него преступлении, совершенном в ноябре 2009 года в районе Краснопресненской набережной. Как раз в это время в этом месте был застрелен Калманович.
Тогда оперативники установили СИМ-карты (все они были оформлены на подставных лиц), которыми налетчики пользовались в ноябре 2009 года. Выяснилось, что эти телефоны фигурируют в «деле Калмановича» как номера, которыми могли пользоваться киллеры — они «засветились» на месте преступления.
Дальше — больше. Сыщики установили, что в ноябре 2009 года злоумышленники недолгое время ездили на машине, из которой как раз велась стрельба по бизнесмену. Источники милиционеров рассказали, что троица подозреваемых связана с одним из участников конфликта вокруг Дорогомиловского рынка, совладельцем которого являлся Калманович. «Фактически оперативным путем данное преступление было раскрыто», — рассказал источник агентства.
В результате трое уроженцев Ингушетии и Чечни были задержаны. Однако они оказались «крепкими орешками». На допросах злоумышленники категорически отрицали свою причастность к расстрелу Калмановича, и никакие ходы и уловки не помогали. «Оружие, из которого велась стрельба, найти не удалось, автомобиль преступников — тоже. Убедительные доказательства того, что „симки", использовавшиеся при убийстве Калмановича, принадлежали задержанным, отсутствовали. Была масса оперативной информации, но, к сожалению, ее не удалось превратить в надежную доказательную базу», — рассказал источник.
В результате уроженцам Ингушетии и Чечни предъявили обвинения только в многочисленных случаях разбойных нападений на владельцев престижных машин. За это же они были осуждены. «Для себя мы считаем преступление раскрытым. А вот надежды, что кому-то будут предъявлены официальные обвинения, мало. Все-таки прошло уже семь лет», — рассказал собеседник «Росбалта».
Кстати, сыщики полагают, что убийство Калмановича напрямую связано с другим резонансным преступлением. Летом 2009 года снайпер смертельно ранил близкого друга Шабтая «вора в законе» Вячеслава Иванькова (Япончика). Известно, что Япончик на стороне Калмановича принимал участие в конфликте вокруг Дорогомиловского рынка. «Было несколько встреч между конфликтующими сторонами. С одной стороны присутствовали выходцы с Кавказа, с другой (Калмановича) — Япончик, который был порой крайне категоричен и резок», — отметил собеседник агентства. В результате сначала на тот свет отправился «вор в законе», а потом и сам Калманович. Убийство Иванькова также официально остается нераскрытым. «То, что Япончика „исполнили" те же киллеры, что и Калмановича, данных нет. А вот что „заказчик" может быть один, подобная информация к нам поступала», — рассказал источник «Росбалта».
Напомним, что покушение на 69-летнего Вячеслава Иванькова было совершено 28 июля 2009 года в 19.35. «Вор в законе» приехал в ресторан «Тайский слон», расположенный на Хорошевском шоссе. После ужина он в сопровождении нескольких человек вышел на улицу. В этот момент раздался выстрел, Япончик упал на землю. Почти сразу авторитета отвезли в Боткинскую больницу. Врачи зафиксировали у Иванькова пулевое ранение в живот, ему срочно начали делать операцию. Прибывшие на место преступления милиционеры выяснили, что киллер очень хорошо подготовился к покушению. Заранее угнанная «Газель» была припаркована через дорогу от входа в ресторан. Злоумышленник вел огонь из снайперской винтовки с оптическим прицелом, которую он оставил прямо в машине.
Вячеслав Иваньков скончался в больнице 9 октября 2009 года. А менее чем через месяц расправились и с Калмановичем. Убийство было совершено 2 ноября примерно в 16.50 в центре столицы. Бизнесмен ехал в Mercedes S-500 в сопровождении своего помощника Петра Туманова, который находился за рулем иномарки. У дома 10 в Новодевичьем проезде машина остановилась на светофоре, когда рядом с ней, со стороны переднего пассажирского сиденья, на котором и находился Калманович, притормозил автомобиль. Киллеры открыли огонь из автоматического оружия по своей жертве. Кучно выпустив весь рожок в бизнесмена, они скрылись. Шабтай Калманович скончался на месте. Петр Туманов получил ранение в правую сторону груди и был госпитализирован в больницу в тяжелом состоянии.
Калманович и Латвия
Он часто приезжал в Латвию, Юрмалу. Постоянный гость «Новой волны», он не раз давал интервью латвийский прессе. Вот цитата одного из последних («Час», 26.03.2009):
— Я с детства лето проводил в Дзинтари. В Латвии у меня родственники. Семья моего отца — латышских корней. Здесь живут мои близкие друзья.
— И бизнес-партнеры?
— Нет, в Латвии у меня нет бизнеса. Мой бизнес — фармацевтика, больницы, аптеки.
Мне легко. Я живу с юмором, я не принадлежу ни к какой партии. Но... В межправительственной латвийско-российской комиссии сопредседатель с российской стороны — министр транспорта Игорь Левитин, у которого я в советниках уже много лет. Это человек с потрясающим юмором, профессионал. И когда он узнал, что я родом из Прибалтики и владею языками, он включил меня в комиссию.
— С Латвией какие у вас отношения?
— В свое время я был поклонником Вайры Вике-Фрейберги. Стиль работы мне нравился до тех пор, пока она не стала поддерживать... Ну, вы понимаете, о чем я. Во время войны погибла вся мамина семья. Ее в 1941 году вырезали еще до того, как немцы пришли в город Рамигала, это рядом с Паневежисом. По идее, у меня должна на Литву быть обида. С другой стороны, литовская семья Бальчюконисов спасла мою маму, когда она попала в «Девятый форт» и ее вместе с подругой везли в душегубку. Она сбежала из машины. Бальчюконисы, рискуя жизнью, прятали ее два с половиной года в своем доме...
Шабтай фон Калманович – известный бизнесмен. Родился в 1949 году в Литве. В возрасте 22 лет вместе с родителями уехал в Израиль. В 1993-94 годах организовал в России вместе с Иосифом Кобзоном несколько фирм под названием «Лиат-Натали» — по именам дочерей соучредителей, в которых сам стал гендиректором. Бизнесмен занимался реконструкцией Тишинского рынка в Москве, созданием на его базе современного торгового комплекса, с 1994-го стал генеральным директором АО «Тишинский рынок».
Калманович организовывал московские концерты таких звезд, как Майкл Джексон, Лайза Минелли, Хосе Карерас.
В начале 80-х годов Шабтай Калманович считался одним из самых богатых людей среди выходцев из СССР в Израиле. В 1988 году Калмановичу инкриминировали разведывательную деятельность против Израиля в пользу СССР. В 1993 году он был освобожден досрочно из тюрьмы.
Калманович финансировал несколько баскетбольных команд. Шабтай Калманович считается патроном женского баскетбола в России, сообщают российские информационные агентства. В конце 90-х годов прошлого века он возродил «Жальгирис», вложив в команду вместе с Арвидасом Сабонисом несколько миллионов долларов. В 1998 году каунасский клуб выиграл Кубок Сапорты, годом позже — Евролигу. Шабтай Калманович стал генеральным менеджером подмосковного «Спартака», в котором работал до самой смерти.