Для начала обысков была выбрана суббота 13 мая — на нее был перенесен из-за праздников рабочий день, но в полиции верно сочли, что в эту рабочую субботу меньше потревожат сотрудников, никак с уголовным процессом не связанных, поскольку в офисах будет присутствовать меньше людей.
Процессуальные действия начались с шести утра и в здании банка в микрорайоне Скансте, и по другим адресам, в том числе в жилищах действующих и бывших сотрудников. Акционеров Олега Филя и Эрнеста Берниса, впрочем, не беспокоили. Как сообщил Бернис журналу Ir, обыск прошел и у некоего клиента ABLV — россиянина, много лет ведущего свой бизнес в Латвии. В отдельных местах обыски продолжались еще до четверга 18 июня.
Как сообщил De facto начальник УБЭП Петерис Бауска, изъято много вещественных доказательств — документы, носители электронных данных и т.д. Что касается восьмерых задержанных, в интересах следствия их имена не разглашаются. По словам Бауски, ни к кому из них не примерены меры пресечения.
Основное уголовное дело ABLV Bank о предполагаемой отмывке теневых капиталов ведется с 2018 года, и лишь теперь прошли массовые обыски. В полиции говорят, это еще быстро, учитывая объем проверяемой информации. По словам начальника 1-го отдела УБЭП Инесе Гисе, только в рамках этого основного процесса исследуются сделки 200 клиентов кредитного учреждения. Проверить нужно сотни тысяч денежных перечислений, их совокупная сумма — несколько миллиардов евро. Труд был титанический, чтобы прийти к предварительным выводам, подтверждающим прозвучавшие подозрения, сказала Гисе. После двух лет работы следствие склоняется к версии, что в банке все же происходили операции с незаконно полученными клиентами средствами.
Новые обыски в ABLV стали очередным неприятным сюрпризом для акционеров банка. Не так давно Служба финансовой разведки на 45 дней заморозила средства созданного Бернисом и Филем благотворительного фонда Novum Riga Charitable Foundation. Фонд уже обжаловал это решение.
Акционер ABLV Bank Эрнест Бернис отказался общаться с журналистами De facto перед камерой, но прислал письмо, в котором изложил свое мнение о последних событиях вокруг банка:
«Я убежден, что без этой полицейской операции все-таки можно было обойтись. Ликвидируемый банк, люди в его руководстве и я лично уже неоднократно заявляли, что мы будем сотрудничать, предоставляем и будем предоставлять всю необходимую информацию. Конечно, если кому-то было нужно продемонстрировать власть — это другой вопрос, который я комментировать не могу».
Бернис напомнил, что он, еще находясь на руководящей должности в ABLV, сам написал заявление в полицию с просьбой расследовать упреки американской службы FinCEN. В банке заинтересованы в быстром, профессиональном и объективном расследовании, подчеркнул финансист.
В полиции помянутую бизнесменом «демонстрацию власти» отрицают — говорят, что, напротив, провели всё максимально бережно, и к тому же соблюдая положенные ограничения из-за Covid-19. Один из надзирающих за процессом прокуроров Артис Клявиньш сказал: полицию упрекнуть не в чем, она не тянула время и не демонстрировала силу, а искала «конкретные факты о конкретных случаях, когда были легализованы преступно приобретенные средства». Поэтому, когда прийти с обыском — это было «вопросом тактики».
В общей сложности УБЭП расследует порядка 50 уголовных дел, так или иначе связанных с отмывкой капиталов через ABLV banka. В одном из дел, о возможной легализации теневых 50 млн евро, среди 14 лиц, в отношении которых начато это дело, до сих пор фигурирует и Эрнест Бернис.
Источник - rus.lsm.lv