В конце 90-х годов ряд приближенных к тогдашней власти людей стали арендаторами эксклюзивной недвижимости в центре Риги и в Юрмале. Среди них оказался и теперь уже бывший гендиректор СГД Андрей Сончик. В свое время он был очень влиятельным чиновником.
Его считали "человеком Андриса Шкеле", именно тогдашний лидер Народной партии Шкеле предложил кандидатуру Сончика на высокую должность. А могущественные и влиятельные, как известно, в то время селились в Юрмале. Одно из мест в Дубулты даже получило обозначение "деревня дач членов правительства".
Некоторые видные арендаторы позже перестроили свои дачи в утонченные виллы и "за бутерброд" стали их владельцами. Сончик тоже получил, перестроил, пытался приватизировать. Однако у него не получилось.
И вот, уже четвертый год Сончик не платит арендную плату. Однако место жительства не покидает.
"На данный момент у арендатора нет правового основания находиться в собственности, он должен ее освободить", - указал директор Юридического управления VNĪ Оярс Валкерс. И тем не менее, Сончик с семьей продолжает жить в эксклюзивном месте в Майори - между улицей Йомас и пляжем.
Конфликт между VNĪ и Сончиком длится годами. Заключенный в конце 90-х договор предусматривал, что Сончику за собственность нужно платить примерно 200 латов в сезон. Ничтожная сумма денег. В последующие годы она немного выросла, однако по-прежнему оставалась неадекватно низкой. На данный момент на протяжении нескольких лет Сончик не платит аренду за здания.
"Когда срок договора закончился в 2015 году, арендатор продолжил платить за аренду земли, однако полностью перестал платить за аренду дома и хозяйственной постройки, гаража. Неуплаченные суммы в целом составляют более 16 000 евро", - подсчитал Валкерс.
Суд проигран, борьба продолжается
Более чем десять лет назад Сончик, как и его соратники в Юрмале, решил приватизировать собственность. Однако в отличии от других ему это не удалось по разным причинам. Сончик обратился в суд. В суде конфликт был в сущности о 2-этажном жилом здании. Сончик считал, что построил его заново, вложив в него не менее 90 000 евро. Всего же в строительство зданий и коммуникаций он вложил порядка 200 000 евро. В свою очередь суд указал, что в его распоряжении нет достаточных доказательств тому, что проект и разрешение на строительство подразумевали строительство нового здания.
Сончик ссылался на первоначально заключенный договор об аренде. В нем указано, что "вложения арендатора в ремонт и реконструкцию объекта являются собственностью арендатора. Однако суду этого было не достаточно. Сончик не имел права строить здание заново.
В начале этого года Сончик проиграл в суде - было вынесено решение, что здание, так же как и земля, принадлежит государству. Теперь VNĪ судится с Сончиком в связи с выселением и с взысканием долга за использование имущества, в свою очередь Сончик требует продлить срок арендного договора, и использует все возможности, чтобы не потерять свое место жительства.
Что существенно: Сончик отнюдь не единственный, кого не удается выселить из госжилья. На данный момент у VNĪ есть 900 активных договоров на аренду помещений. Однако в десяти случаях контракты были прерваны до или по окончанию срока, но арендаторы не освободили помещения, - указывает De facto.