24 Ноября 2024 01:48
Новости
  11:53    19.7.2015

Джериньш: "Повышение штрафов за скорость -- это просто выкачивание денег!" (5)

Джериньш: &quot;Повышение штрафов за скорость -- это просто выкачивание денег!&quot; <span class="comment-count">(5)</span>
"Если мы посмотрим историю повышения штрафов, то это не имеет никакого отношения к безопасности," -- утверждает юрист Эдгар Джериньш. И вообще: "Штраф в 500 евро для человека, у которого заработок 300 евро - это абсурд! Таким штрафом его и его семью толкают на нищету и неплатежеспособность. В то же время для миллионера эти 500 евро - пустяк. Почему мы не говорим о введении штрафов по примеру Германии или Скандинавии, где взимается часть от доходов?"
Итак, с 1 июля вступили в силу поправки к Кодексу административных нарушений, предусматривающие очередное увеличение штрафов за серьезное превышение разрешенной скорости. Полиция пока не спешит подводить первые итоги, однако критики уже высказывают скепсис по поводу этих новшеств. "Повышение штрафов - это просто средство извлечения денег, и не более. Никакого отношения к безопасности это не имеет," - считает самый известный защитник прав автомобилистов в Латвии юрист Эдгар Джериньш.

Он поделился с нами своим видением ситуации на дорогах.

Фоторадар в кустах: причем тут безопасность?

-- Если мы посмотрим историю повышение штрафов, то это не имеет никакого отношения к безопасности. Каждый раз, когда повышают штрафы за превышение скорости или езду в пьяном виде, ничего не меняется, - говорит г-н Джериньш. - Я из практики и по своем опыту могу сделать только один вывод: это просто средство для сбора денег в бюджет. Ведь не секрет, что каждый год, когда создается закон о бюджете, там указываются миллионы, которые должна заработать полиция.

-- Какова цель наказания? - продолжает юрист. - Удержать кого-то от нарушения. Но давайте вспомним фоторадары Vitronic, которые часто прятали. И какой же в этом смысл с точки зрения безопасности? Да никакой. Это просто бизнес. Если хотите уменьшить количество нарушений, ставьте перед фоторадаром знак. Тогда водитель его увидит и притормозит.

Вообще, к системе фоторадаров у г-на Джериньша масса претензий. Например, за то, что штраф получает не водитель, а владелец авто. К тому же, речь идет только о наказании на определенную сумму в евро. Если авто сфотографировал радар, штрафные пункты не начисляются.

-- Косвенным образом фоторадары даже способствуют увеличению количества нарушителей скорости, - считает Эдгар Джериньш. - Вы хоть сейчас можете проехаться перед фоторадаром и установить рекорд, а затем получить штраф в 100 евро. Во времена Vitronic, по моим наблюдениям, появились такие злостные нарушители скорости, скрывавший номера, каких раньше не было.

Впрочем и к живым полицейским у авто-юриста есть претензии:

-- Не секрет, что с нашими "дорожниками" можно договориться. В итоге в протоколе пьяный водитель превращается в велосипедиста, а значительное превышение скорости оценивается в 20 евро. Можно делать какие угодно штрафы - это просто увеличит суммы взяток. В Эстонии такого нет, там все едут по всем правилам. Почему? Потому, что не получается договориться с полицейскими. Так что Латвии надо работать не над повышением наказаний, и над их неизбежностью.

Штраф в 500 евро при заработке в 300 - это абсурд!"

Ещё один нюанс, на который юрист Джериньш обращает внимание: суммы штрафов одинаковы для всех, но при этом для одних - неподъемные, а для других - совершенно пустяковые.

-- 500 евро для человека, у которого заработок 300 евро - это абсурд. Таким штрафом его и его семью толкают на нищету и неплатежеспособность, - возмущается г-н Джериньш. -- В то же время для миллионера эти 500 евро - пустяк. Ему просто плевать на такие штрафы. Почему мы не говорим о введении штрафов по примеру Германии или Скандинавии, где взимается часть от доходов? Ведь, если человека как в Германии приговорят к штрафу в размере двух зарплат, то это будет болезненно и для того, кто зарабатывает 300 евро, и для того, кто зарабатывает 30 000 евро. Сейчас же система такова, что для богатых и бедных штраф один.

Отдельного "доброго слова" юриста заслужили наши законы.

-- Предположим, вы едете в пьяном виде и вас останавливает полицейский. Что самое выгодное в данной ситуации с точки зрения закона? Как ни парадоксально - сбить полицейского! Многие возмутятся -- "как так"!? Да очень просто. Ответственность за сбитого полицейского будет уже уголовная. А там наказание может быть намного меньше, чем административное наказание за езду в пьяном виде.

По административной статье водителю светит лишение прав на 4 года. А по уголовному - от 1 до 5 лет. Но если пожаловаться в суде, что ты шофер, и надо кормить семью - применят минимальное наказание. Далее, в случае административного наказания нарушителю полагается арест на 10-15 суток. В случае же уголовного дела, все вполне может обойтись условным сроком (если без летального исхода, тяжких последствий, а сам нарушитель - положительный человек, работающий, семейный и т. д.). На практике сколько раз так было: после аварии нарушитель отделывался условным сроком и ему довольно быстро возвращали права. Даже 15 суток многим не приходилось отбывать. Я посылал по этому поводу заявление в Юридическую комиссию Сейма на этот счет, но ответа не получил.

"Меня же попросили отъехать!"

Что еще важно учесть, анализируя нашу систему наказаний водителей: о судах рассмотрение обстоятельств, как в уголовном процессе, в административном деле не предусмотрено (если вы не обжаловали протокол).

-- Был, к примеру, такой случай, - говорит г-н Джериньш. -- Около некоего дома, происходит драка, кто-то вызывает скорую. Но медики не могут попасть к пострадавшим, потому что мешает чья-то машина. Водитель скорой просит отъехать владельца мешающего авто. Владелец выполняет просьбу - отъезжает на два метра. И его тут же его хватают дорожные полицейские за езду в пьяном виде! Составили протокол, собирались отнять права на 4 года. За что? За то, что человек проехал 2 метра, когда его попросили. К счастью, он написал, что не согласен с протоколом, было разбирательство и в итоге его все же наказывать не стали.

В другом похожем случае - в прошлом году дело было - человек просто пришел взять из машины вещи. В этот момент к нему подошел полицейский и попросил отъехать. Но только он тронулся, как по нему тоже оформили протокол "за езду в пьяном виде". Вот такой абсурд. И если в уголовном процессе существует градация "от стольки до стольки", то в административном только "4 года". Все. В итоге, нарушитель, который регулярно ездит по Бривибас пьяным и человек, проехавший пару метров во дворе, получают одно и то же наказание. И как это все понимать?..

-- В частных разговорах с полицейскими я спрашиваю, почему такое случается? - продолжает юрист. - Ведь обязанность полицейских - не допустить, чтобы пьяный находился за рулем. А в том случае с вещами - человека, зная что он выпил, попросили отъехать. И вот, когда я стал с этим разбираться, они мне в ответ говорят: а что делать, у нас просят 10 протоколов за смену! Потому что бюджет надо пополнять.

В общем, - резюмирует юрист, - проблем много, но никто не заинтересован в решении, главное - зарабатывать.

"За кем носятся полицейские? И зачем?"

Сам Эдгар Джериньш считает, что вопрос со скоростью надо решать по-другому, комплексно.

-- Во-первых, фоторадары должны быть с предупреждением, особенно - в "черных точках", - говорит он. -- Вот сегодня, к примеру, фоторадары стоят у Варкальского канала и у моста Славу, но я там никогда в жизни не видел ни одной аварии, хотя проезжаю каждый день. Что там делают фоторадары, не понимаю. На Юрмальском шоссе полицейские прячутся в кустах. Кто-то проезжает - полицейский вскакивает на мотоцикл и несется за ним, создавая аварийные ситуации и ломая свой транспорт (ведь он сразу бросается в погоню, не прогрев мотор). Эти мотоциклы были куплены по ненормальной цене, и каков результат? В центре Риги случается авария, люди часами ждут полицейских, пока те на мотоциклах за кем-то гоняются по шоссе. Зачем все это?

Кстати, перед некоторыми населенными пунктами можно поставить как фоторадары, так и просто коробки-муляжи, считает юрист. Но обязательно с предупреждением. На 9 коробок 1 настоящий фоторадар - это и обойдется дешевле и результат даст положительный.

-- Кроме того, нас узкие дороги, но по ним ездят лесовозы, у которых ограничение скорости - 80 км в час, в реальности же они едут на 85. Как его можно обогнать при ограничении скорости в 90 км/ч, не нарушив правила? Никак. Для того, чтобы совершить безопасный обгон, разница скорости должна быть 10-15 км. Так что водитель оказывается в стрессовой ситуации: пытается обогнать лесовоз, перед которым наверняка ещё и колонна едет. Приходится ещё добавлять газу, и тут фоторадар или полицейский...

"А где же погонять?"

-- У нас в Латвии нет ни одной безопасной трассы, где человек, который купил быструю машину или мотоцикл мог бы просто погонять, -- констатирует юрист. -- Уверен, люди бы даже платили за такую дорогу. Но её просто нет. Даже на Бикерниекской трассе - бетонные стены и деревья. И что же делать мужчине с нормальным желанием получить удовольствие от быстрой езды? Люди просто вынуждены лихачить на общественных дорогах. Те, у кого больше денег, регулярно ездят в Пярну. Вот это идеальный пример того, что нам нужно: в поле отличная трасса без всяких деревьев. Въезд стоит 20 евро. У нас же периодически повляются новости, вроде "в Огре очередной лихач вылетел с трассы", люди его активно осуждают. Но человек просто хотел научиться дрифтовать. Где он мог это сделать, покажите? Он бы даже заплатил... Сделайте в каждом городе по большой трассе, поставьте одного дежурного, продавайте билеты. Но нет, все перекрыто, везде лежачие полицейские, радары, где человек может покататься? Об этом у нас не думают. Главное, все запретить и штрафовать!

Для справки: о новых штрафах

Утвержденные Сеймом изменения предусматривают наказывать водителей легковых автомобилей за превышение скорости до 10 километров в час предупреждением, а водителей грузовых автомашин - предупреждением или штрафом в размере 10 евро. Прежде за такое нарушение водителям полагалось предупреждение или штраф до 15 евро.

За превышение скорости на 11-20 километров в час вне населенных пунктов для водителей легковых автомашин предусмотрены предупреждение или штраф в размере 20 евро, в населенных пунктах - предупреждение или штраф в размере 40 евро. Для водителей грузовых автомобилей за такое нарушение предусмотрены соответственно предупреждения и штрафы в размере 40 и 80 евро.

За превышение скорости на 21-30 километров в час вне населенных пунктов для водителей легковых автомашин предусмотрен штраф в размере 40 евро, в населенных пунктах - в размере 80 евро. Для водителей грузовых автомобилей за такое нарушение предусмотрены соответственно штрафы в размере 80 и 160 евро.

При превышении разрешенной скорости движения на 31-40 км в час вне населенных пунктов штраф для водителей легковых автомобилей составит 80 евро, в населенных пунктах - 160 евро, а для водителей грузовых автомашин - соответственно 160 и 320 евро.

За превышение разрешенной скорости на 51-60 километров в час штраф будет повышен со 120-140 евро до 240-320 евро. Также для водителей предусмотрено лишение прав на 3 месяца. За превышение скорости более чем на 60 километров в час для водителей легковых автомашин предусмотрены штрафы в размере 360-480 евро вместо нынешних 210-430 евро и лишение прав на шесть месяцев. Для водителей грузовых автомобилей за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 1040-1400 евро и лишение прав на два года.

Для справки: кто такой Юрист Джериньш?

Юрист Джериньш стал известен еще в конце 90-х на автомобильной ниве — как защитник всех обиженных и оскорбленных водителей. Ему, в частности, приписывают авторство скандального заявления о том, что 90% налагаемых дорожной полицией штрафов незаконны

В свое время Джериньш был осужден за взятку. Но свою посадку связывал с активной борьбой с фоторадарами.

Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"

Оставить комментарий

Комментарии

  • непонял 19 Июля 2015 18:23

    Так много ненужного текста и только один толковый вопрос- "кто такой Юрист Джериньш? "

  • Н. К. 19 Июля 2015 18:45

    Нам текст показался нужным, там ряд серьезных вопросов. А если есть претензии к Джериньшу-юристу, то давайте его считать "простым автомобилистом" :) От этого вопрос -- "на кого рассчитаны такие штрафы при нашей бедности?" -- не теряет актуальности. Как и недоумение: "Почему бы не дать людям где-то погонять?"

  • Водитель 20 Июля 2015 12:08

    Я плачу налоги, где нормальные дороги в Риге?

  • Н. К. 20 Июля 2015 22:34

    :) Хороший вопрос.

  • то Н.К. 21 Июля 2015 22:03

    Если есть желание "погонять"- пожаловать на просторы германских автобанов! А ПДД страны в которой живёшь, как и все законы в целом, нужно соблюдать, а не за штрафы торговаться!! При нынешних "ценах" на штрафы количество жертв на дорогах за полгода ужасает!

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии