В филиале на улице Барона, где работала журналистка, их было около 15, в другом, по рассказам коллег, — 25, а на базе, расположенной на улице Лубанас, где готовят продукты для нужд ресторана, а также заказы, которые развозят по домам клиентов, — почти каждый третий.
Однако Латвия свой рынок труда от работников из третьих стран охраняет. Если предприятие хочет нанять такого сотрудниках, во-первых, необходимо доказать, что на конкретную вакансию в течение месяца не удалось найти ни одного местного, а, во-вторых, иностранцу необходимо платить по меньшей мере среднюю зарплату, что, по статистике, составляет тысячу евро — и предприятию это будет стоить минимум 1300.
Но один из таких сотрудников рассказал, что он получает 2 евро в час, тогда как латвийская посудомойка — 2,5 евро. Официально месячная нагрузка не превышает разрешенных в законе 80 часов, но на самом деле иностранцы работают в несколько раз больше и получают зарплату в конвертах.
Один из узбеков признался, что в Латвии учится, работает — и после вернется на родину. Работник из Бангладеш же решительно настроен за время учебы найти жену и отправиться в Данию.
«Я гражданин третьей страны, поэтому легально могу работать только 80 часов. Оплату 80 часов переводят мне на счет, и остальные деньги мне платят наличными», — поделился он.
Закон такую деятельность однозначно запрещает. Иностранным студентам нельзя работать более 20 часов в месяц.
Марите Нориня, представитель Государственной трудовой инспекции, в интервью передаче указала, что ранее ведомство во время рейдов не обнаружило, что незаконно трудоустроены граждане третьих стран. В свою очередь, Управление по делам гражданства и миграции, выдающее разрешения на пребывание, не контролирует, работает ли получивший документы человек и сколько. Общие рейды ведомства не проводят, и проверка занятости не входит в компетенцию управления.
Один из узбекских журналистов, работающий в Европе, рассказал, что в страны Балтии едут дети верхов среднего класса, поскольку качество образования высокое, а цены — приемлемые. Вузы также подтвердили, что эти студенты по большей части действительно учатся.
Но о том, что предприниматели за счет таких учащихся заполняют свои вакансии, учебные заведения не знали — приезжие делают это на свой страх и риск, поскольку такая практика — нарушение закона об иммиграции, и грозит высылкой из страны.
Представители вузов указали: они следят, чтобы эти студенты, заплатив деньги за один семестр, «где-то в Латвии не потерялись». Закон говорит — если студент не выходит на связь с учебным заведением, перестал учиться, то вуз или работодатель, пригласивший иностранца, в течение трех дней должен проинформировать об этом УДГМ, которое аннулирует вид на жительство. В университетах было несколько таких случаев, и некоторыми интересовалась СГД.