Несколько позже стало известно, что оба получат компенсацию в виде трех месячных зарплат за досрочное прекращение договоров. Точная сумма неизвестна, но при расчете по декларации о доходах Жигурса в прошлом году ему может полагаться около 45 000 евро.
Срок полномочий у обоих завершился бы на следующей неделе, 15 ноября, однако в мае этого года с Жигурсом и Барисом заключили договор, что они проработают ещё один пятилетний срок, который должен был начаться 16 ноября. "Latvenergo" подчеркивает, что обе компенсации будут выплачены в соответствии с договором и Законом об управлении долями капитала и обществами капитала публичного лица. Правда, в законе есть нюанс: пособие может быть предусмотрено только в том случае, если член правления отозван с должности до истечения срока полномочий и, если отзыв не связан с нарушением полномочий, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, а также причинением вреда интересам общества.
Соответственно, возникает вопрос, почему нужно платить компенсацию Барису, который сам решил оставить должность за несколько недель до окончания текущего срока полномочий, чтобы начать работу в другом месте? И зачем платить компенсацию Жигурсу? Действительно ли его участие в скандальных "переговорах в бане" не нарушило полномочия или причинило вред интересам "Latvenergo"?
Одна из целей проверки состояла в том, чтобы выяснить, имеются ли какие-то факты или обстоятельства, которые могут указывать на дальнейшие необходимые действия в уголовно-правовой сфере. Таких фактов аудиторы не нашли. В свою очередь, информация, полученная во время проверки, свидетельствовала о нарушении норм корпоративной этики. Председатель правления не должен был участвовать в таких переговорах, говорится в сообщении Latvenergo.
Недовольство ситуацией выражает руководитель сеймовской комиссии Публичных расходов Каспарс Гиргенс. Он обещает следить за ситуацией и добиться пересмотра порядка выплат подобных компенсаций.
Спасибо - свободен!
Проверка Жигурса началась по поводу событий 2015 года, но публично о них стало известно только месяц назад, когда Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) закрыло "банное" уголовное дело. (Подробнее о его сути - см. в главе «Надо придать храбрости Дане»).
Для обеспечения нейтральности проверки председатель правления Latvenergo Арис Жигурс до 30 октября находился в отпуске.
- Проверка не дала дополнительных фактов, которые требовали бы дальнейшей уголовно-правовой оценки. В то же время информация, обнародованная общественным телевидением и другими средствами массовой информации, а также полученные в ходе проверки сведения являются достаточной причиной для того, чтобы совет как надзорный орган занял принципиальную позицию и в отношении нарушений принципов корпоративной этики в руководстве концерна, и в отношении ситуаций, которые вызывают подозрения в нарушении таких норм», - заявили в Latvenergo.
И журналистам пояснили: имеется в виду информация об участии Жигурса в "банных переговорах" в 2015 году.
Итог: Арис Жигурс подал в отставку. Напоследок Совет Latvenergo выразил Жигурсу благодарность за работу по управлению компанией и положительно оценил его способность взять на себя ответственность.
И.о. председателя правления Latvenergo с 31 октября совет назначил члена правления и финансового директора предприятия Гунтарса Бальчунса.
«Надо придать храбрости Дане»
В "банном деле" фигурируют предприниматель Марис Мартинсонс, председатель правления Latvenergo Арис Жигурс и уже бывший член правления Марис Куницкис. В ходе встречи в бане в 2015 году они обсуждали возможные изменения в составе правления Latvenergo, закупки концерна и планы Мартинсонса «встретиться с Даной в Италии» для обсуждения изменений в правлении, - сообщила программа De facto.
Возможно, при этом обсуждались важные темы: планируемые изменения в составе правления Latvenergo и закупки концерна. Речь шла и о планах Мартинсонса в Италии «встретиться с Даной», которой надо «придать храбрости» в связи с конкурсом правления Latvenergo. KNAB после этого допрашивал бывшего министра экономики Дану Рейзниеце-Озолу (СЗК), «но доказать, что Мартинсонс платил ей или офисам должностных лиц Latvenergo не удалось».
Жигурс и Куницкис в правление Latvenergo были назначены осенью 2010 года – вскоре после того, когда из-за коррупционного скандала своих постов лишились президент предприятия Карлис Микельсонс и вице-президент Айгар Мелько. Жигурс и Куницкис были выбраны по конкурсу, комиссию которого возглавлял тогдашний госсекретарь министерства экономики Юрис Пуце. Куницкис с конца 2018 года работает в украинском энергетическом концерне DTEK, а Жигурс до 31 октября 2020 года руководил Latvenergo.
Осенью 2015 года заканчивался первый срок полномочий Жигурса и Куницкиса в правлении Latvenergo. Изменения в правлениях Latvenergo и в ее дочерней компании Sadales tīkls были одной из тем, обсуждавшихся тем летом в бане «Таурени».
В решении о прекращении уголовного процесса описаны два разговора. Про первый сказано, что 12 марта 2015 года члены правления Latvenergo Жигурс и Куницкис говорили с Мартинсонсом о смене членов правления предприятия Sadales tīkls, «потому что с нынешним составом правления нельзя обеспечить благоприятные результаты в конкурсах и закупках».
И еще один разговор: «9 июля 2015 года Жигурс и Куницкис говорили с Мартинсонсом о полномочиях Жигурса и Куницкиса в Latvenergo. Мартинсонс в разговоре сказал, что он с Даной (по выясненной в ходе процесса информации – Даной Рейзниеце-Озолой) поедут в Италию и все обсудят, в свою очередь Жигурс заявил, что, возможно, ей надо придать храбрости, на что Мартинсонс ответил, что он это и сделает, за какие-то пятьдесят (возможно, имеются в виду 50 000 евро). Далее в разговоре Мартинсонс сообщил, что встретится с Даной 15 и 16 августа в Италии».
KNAB констатировал, что и Рейзниеце-Озола, и Мартинсонс с 13 по 16 августа 2015 года действительно оба находились в Милане, в Италии. Но никакой другой информации, доказывающей, что они там встречались, KNAB не нашел. Сама политик заявила, что у нее не было никаких встреч с Мартинсонсом в Италии, в Латвии или в другой стране, Мартинсонс тоже не пытался с ней встретиться, никто никоим образом не пытался ее уговорить на эту встречу.
Как сообщила передача, конкурс в сентябре 2015 года был объявлен на одно вакантное место члена правления Latvenergo, но в его ходе были избраны два новых члена правления – Гунтар Бальчунс и Гунтис Стафецкис, которых как верных себе людей упоминал в бане «Таурени» Мартинсонс. В свою очередь, Жигурс, Куницкис и Барисс были переизбраны на следующий срок. Работу в правление не продолжил неприятный Мартинсонсу Арнис Кургс, который, правда, сохранил за собой пост административного директора Latvenergo.
Что в итоге? KNAB закрыл уголовное дело, основанное на переговорах в комплексе отдыха Taureņu pirts. В решении о прекращении указано, что информация о возможном взяточничестве доступна только из записи разговоров в бане, и все участники отрицают или правдоподобно объясняют их содержание.