Бизнес-конфликт
История с акциями получилась запутанная. Гросманис начал работать с Зленко в конце 2011 года. В это время владельцем фактически принадлежавших последнему долей капитала считались супруга Зленко Наталья, а также Александр Ильченко. В 2002 году капитал компании увеличился до 232,9 тысячи латов, которые Гросманис вложил в принадлежащее ему имущество – недвижимость и оборудование. Через два года предприниматель отписал Зленко и SIA Baltie investments fondi доли капитала с условием, что за эти и ранее переданные акции будет заплачено 200 тысяч евро, однако денег Гросманис не получил. Несмотря на это, в 2008 году SIA Baltie investments fondi отписало принадлежащие ему доли капитала на имя Натальи Зленко, которая стала владельцем 60% акций SIA Rānda.
Еще через год Наталья Зленко переписала свои акции на имя мужа, хотя в SIA Rānda ничего вложено не было. Поскольку Владимир Зленко свою договоренность с Гросманисом не выполнил, начались переговоры о возвращении последнему 166 433 долей капитала – в результате Зленко их отдал.
По версии Гросманиса, предприниматели договорились: Зленко возвращает акции, а Гросманис не требует с него средства, которые партнер должен компании. Однако через три года Зеленко инициировал судебное разбирательство.
хотя и бывшим деловым партнерам, и кредиторам подтвердил, что никак не связан с фирмой, добавил основатель SIA Rānda. В 2012 году Зленко обратился в суд – он хочет поучить от Гросманиса акции, которые когда-то сам тому отдал.
По мнению Гросманиса, Зленко – не тот человек, который смог бы развивать предприятие: еще в 2001-2002 годах партнер не вкладывал в фирму, а крал – не выставлял счета, пытался вовлечь SIA Rānda в связанные с возвращением НДС схемы. Начались споры, которые привели к тупику – в определенный момент Гросманису принадлежало всего 40% SIA Rānda. В данный момент Зленко уже удалось вернуть 50% акций – спор идет о еще 10%. Сам Зленко от комментариев отказался.
Значительной вехой стала проверка, в результате которой Служба госдоходов обязала Гросманиса заплатить дополнительный налог на доходы за 2008-2009 гг, поскольку в это время он купил доли капитала у Натальи и Владимира Зленко.
В это же время СГД информировало Зленко о состоявшейся сделке с акциями, на что он ответил, что подобного соглашения не было – и после обратился в прокуратуру, утверждая, что его подпись была подделана, а 116 433 доли капитала незаконно присвоены. Было начато расследование, эксперты сделали вывод, что подпись действительно ненастоящая. В результате сделку аннулировали, Зленко получил 116 433 акции. Гросманис считает, что Зленко воспользовался недостатками законодательства, происходящее является мошенничеством в крупных размерах – классическая схема рейдерского захвата. Предприятием Зленко не интересовался – хотел только получать дивиденды, добавил он.
Фото: LETA
В данный момент на положении SIA Rānda сказывается и спор акционеров, и ситуация в России – местные бизнесмены знают Зленко и не хотят с ним работать, от поставщиков сырья уже получено несколько писем о возможном прекращении сотрудничества, добавил Гросманис. По его словам, возможностью привлечь средства фондов ЕС он не воспользовался, поскольку в этой ситуации не готов развивать предприятие.
Решение регистра предприятие Гросманис оспорил в Административном суде, однако тот оставил аннулирование сделки в силе, несмотря на две взаимоисключающие экспертизы. На 20 мая назначено заседание суда второй инстанции. Начат и гражданский процесс в отношении Зленко – Гросманис хочет признать сделку состоявшейся и вернуть акции.
Источник: Dienas Bizness