После того, как факт разговора политика с начальником Госполиции стал достоянием общественности, собрудники Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB, ББОПК) начали проверку. Однако нарушения закона "О предотвращении конфликта интересов в государственной должностной деятельности" не нашли, - сообщает LETA.
Далее подробнее расскажем о завершении этого дела.
Блат или не блат?
Скандал начался в мае, после того как программа Nekā personīga сообщила: к начальнику Госполиции Интсу Кюзису на разговор зашел политик и советник премьер-министра по вопросам демографии Имантс Парадниекс.
Как отмечают журналисты, на видеозаписи, сделанной несколько лет назад, запечатлен хоккейный товарищеский матч между командами Сейма и Госполиции. Среди игроков замечен и Имантс Парадниекс, его брат Янис и командир батальона Дорожной полиции Каспарс Спалвенс. Известно также, что все они вместе тренировались.
В этом году Спалвенс решил уйти на пенсию, поэтому Парадниекс решил воспользоваться фактом своего знакомства с генералом Кюзисом и попросить, чтобы на место уходящего в отставку офицера взяли его брата.
Сам Парадниекс, комментируя встречу с шефом Госполиции, отметил, что решился на личный разговор, чтобы все было справедливо. (Подробнее о должности, о которой шла ресь - см. в главе "Конкурс не предусмотрен").
"Чтобы честно рассмотрели кандидатуру моего брата, которого год назад готовили к повышению, а затем внезапно сняли с трассы", — сообщил советник премьера по демографии, добавив, что речь не идет о каком-то лоббировании интересов или блате, а также подчеркнул, что его политическая деятельность не может повлиять на потенциальный карьерный рост брата.
В свою очередь Кюзис, отвечая на вопрос, нельзя ли рассматривать его встречу с Парадниексом как оказание политического давления, заявил: "Абсолютно нет. Я не знаю, кто может оказать на меня давление? Это был нормальный разговор двух людей, он выразил свое мнение, свое видение этого вопроса, речи о каком-то давлении не было".
Что в итоге
В законе указано, что должностным лицам запрещено, используя свое служебное положение, в каком-либо виде влиять на других должностных лиц, чтобы они готовили или издавали административные акты в пользу родственников должностного лица.
Но это самое влияние, уважаемые читатели, можно и не усмотреть. В данном случае KNAB такового не увидел.
Конкурс не предусмотрен
Известно, что Янис Парадниекс работает в полиции более 20 лет и в настоящее время возглавляет роту Дорожной полиции. Его опыт и образование позволят ему претендовать на должность командира батальона Дорожной полиции.
Известно также, что Янис Парадниекс оказывал услуги шофера и охранника проживающему на территории Латвии российскому миллиардеру Юрию Шефлеру, однако эти доходы он не указал в декларации.
Имантс Парадниекс признал, что его брат "какое-то время" обеспечивал охрану Шефлеру, когда это было необходимо, его просил об этом друг семьи, который руководит охраной Шефлера.
Пресс-представитель Госполиции Симона Гравите подтвердила агентству LETA, что Спалвенс отправился на пенсию и сейчас его обязанности исполняет Хелмутс Сташко.
Закон о службе не предусматривает какие-то сторонние конкурсы на должности. Кандидатов вбирают изнутри, в соответствии с опытом работы, образованием, заслугами и достижениями. Один из важных критериев - результате психологического тестирования.
Антон Городницкий, "Сегодня"