Как предприниматель заявил журналистам, он категорически не согласен с обвинениями в его адрес и таким образом решил выразить протест перед рассмотрением уголовного дела, по которому он проходит.
На суде также появился бывший министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс, чтобы поддержать своего "старого друга".
Вместе с дочерью на скамье подсудимых
Итак, в среду, 23 января, Рижский суд Видземского предместья начал рассмотрение уголовного дела, в рамках которого Круминьш, его дочь Майя Криевиня, а также должностное лицо Инспекции здравоохранения (ИЗ) Татьяна Морозова обвиняются во взяточничестве и подделке служебных документов, в связи с передачей некоего объекта в эксплуатацию.
Сам предприниматель Юлий Круминьш неоднократно заявлял: да, ему и его дочери предъявлены обвинения, но ничего противозаконного они не делали.
Ранее, в разговоре с "Сегодня" он пояснил, что этот уголовный процесс связан со строительством дома в Юрмале в 2015 году, когда был принят закон о том, что в домах должно быть по крайней мере пять туалетов для инвалидов, поэтому дом не разрешали сдать в эксплуатацию. Предприниматель связался с тогдашним министром здравоохранения Гунтисом Белевичем, который в свою очередь связался с упомянутым чиновником ИЗ. Этот чиновник дал Чернявске три месяца на то, чтобы привести дом в соответствие с требованиями.
По словам Круминьша, упоминаемой в обвинении "взяткой" была бутылка шампанского, которую выставили на "общий стол" после подписания всех документов, поэтому он не видит преступления в своих действиях.
Однако у обвинения совсем другая точка зрения на произошедшее.
"Не хочу участвовать в этом театре"
Суд отклонил ходатайство Круминьша рассматривать дело без его присутствия. Выдвинув свое ходатайство, Круминьш многократно пытался рассказать суду всю историю и суть уголовного дела, в том числе регулярно повторяя, что он не виновен в выдвинутых обвинениях. Однако речь прерывал прокурор Марс Лея, а также судья Иева Анджане, которые отметили, что время для показаний Круминьша дойдет позже. Круминьш продолжил настаивать на рассмотрении дела без его присутствия. Он пояснил, что невиновен и "не хочет участвовать в этом театре". Однако ему не разрешили пропускать заседания.
На вчерашнем заседании была допрошена заведующая Отдела оценки гигиены Инспекции здоровья Ольга Сагановича. Она рассказала, что во время подготовки к сдаче в эксплуатацию здания на ул. Турайдас, 17, было получено три заявления об оценке норм гигиены в здании. На первое была дана негативная оценка, а на второе и третье - положительная. Она отметила, что во всех случаях объект проверялся одним и тем же должностным лицом – Татьяной Морозовой. Сагановича пояснила, что такая практика была всегда, потому что таким образом снижается административная нагрузка на инспекторов: если один инспектор уже проводил проверку на объекте, он лучше знает и ориентируется в потенциальных недостатках.
Кроме того, она подтвердила, что в 2015 году на объекте на ул. Турайдас Круминьш привез проверяющую в своем личном автомобиле, так как в то время в инспекции не было своего транспорта, такая практика была принята. Сагановича подчеркнула, что в настоящее время у инспекции есть свой транспорт, поэтому такие ситуации невозможны.
После суда прокурор Лея отметил, что, с учетом скромного размера взятки, "ни один разумный прокурор не потребовал бы реального лишения свободы". Он пояснил, что если обвиняемые будут признаны виновными, то, возможно, он получат штрафы или принудительные работы.
Следующее заседание суда состоится 5 февраля в понедельник. Будет продолжено допрос Сагановичи.
Впрочем у представителей KNAB была другая версия по этому делу - все гораздо серьезнее, там была квартирная взятка. Подробнее об этом - читайте на 2-й страние текста.