Эксперт по химии прокомментировал ситуацию так: нитраты — это соли азотной кислоты (устаревшее название — селитры). Они скапливаются в овощах и фруктах, если используется минеральное удобрение. В Латвии не установлена максимально допустимая норма нитратов в арбузах.
Представитель Продовольственно-ветеринарной службы Татьяна Марченкова отметила также, что в Европейском Союзе максимально допустимую норму нитратов в продуктах определяет Регула комиссии, но в ней норма для арбузов не установлена. Нитраты во время хранения делятся. Таким образом, в любом фрукте или овоще со временем их становится меньше. Количество также можно снизить при их мытье.
Полученные в лаборатории BIOR результаты свидетельствуют, что во всех трех арбузах количество нитратов было менее 20 мг/кг.
Эксперт пояснила, что результаты тестера отличаются, поскольку методики разные. И стоит верить результатам аккредитованной лаборатории. К тому же устройство, которое приобрел Каспар, предназначено для российского рынка. Там максимально допустимая норма действительно составляет 60 мг/кг.
Эксперты успокаивают, что наши арбузы можно смело есть, по крайней мере нитратов в них почти что и нет.
Пестициды: жалоб стало больше, а нарушения констатируют редко
Ежегодно весной актуализируются потенциальные нарушители применения пестицидов, тем временем сообщает служба новостей Latvijas Radio. Этой весной стало известно о случаях гибели пчел в Малпилсе, а также о загрязнении реки Неретас, где погибла рыба. Правда, Служба растений указывает, что в случае гибели пчел при проверке места их обитания доказательств использования пестицидов во время цветения не было обнаружено. Гибель рыбы еще расследуется. В то же время эксперты по пчеловодству и растениеводству подтверждают, что споры продолжаются в течение многих лет из-за недостатка исследований, данных и знаний.
«В Латвии на один гектар сельскохозяйственных угодий используется 0,82 килограмма действующего вещества, а в Европейском союзе в целом они составляют 2,20 килограмма на гектар. Объем использования пестицидов немного вырос в последние годы и в Латвии, так как мы одновременно осваиваем большие площади сельскохозяйственных угодий», - рассказывает эксперт Государственной службы защиты растений Анитра Лестланде.
Эксперт утверждает, что общество все больше беспокоит загрязнение среды и служба получает все больше жалоб на использование потенциально несоответствующих пестицидов. В год в среднем приходит около 90 сообщений, в прошлом году было получено более 100, а в этом сезоне уже подано 40 жалоб – девять из них связаны с вредом для пчел или рыбы.
«Из 90 жалоб 30 мы решаем по телефону, а в 60 случаях выезжаем на место, чтобы оценить, имеется ли нарушение. В среднем в 15 случаях нарушения подтверждаются, в том числе нарушения, связанные не только с пчелами, но и нарушения защитных полос, опрыскиванием на ветру и так далее», – рассказывает Лестланде.
Эксперт указывает, что в основном при расследовании случаев не констатируются нарушений и причинения вреда среде, так как отсутствуют доказательства. С 2017 года зафиксировано только два случая, в которых доказано, что пчелы погибли из-за нарушения использования пестицидов.
"В случаях, когда есть жалоба по поводу пчел, мы реагируем незамедлительно, потому что знаем, что мертвые пчелы являются реальным доказательством нарушения. Мы берем образец пчел, который доставляем в сертифицированную лабораторию, и ищем остаточные вещества пестицидов. Параллельно с этим мы проводим полную проверку у потенциально виновного фермера и берем образцы растений из потенциально опрысканного поля, ищем остаточные вещества пестицидов. Соответственно, ожидаем результаты. Но во многих случаях по цветущему полю распыляются средства удобрения, или фунгициды, что не является нарушением", – поясняет Лестланде.
Пчеловоды недовольны
Пчеловодческое общество отмечает, что инспекторы прибывают слишком поздно, чтобы констатировать нарушения. "Предыдущий опыт свидетельствует о том, что одурманенных или умирающих пчел можно видеть только 2- 3 часа, и на практике не всегда инспекторы прибывают в это время. Чаще всего приезжают, самое быстрое, на следующий день", – рассказывает исследователь Валтерс Брусбардис.
Он делает вывод, что с учетом имеющихся тенденций, с увеличением сельскохозяйственных угодий, растет и использование средств защиты растений. Так что конфликтная ситуация не улучшится. Кроме того, по мнению пчеловодов, на пчел влияют также и фунгициды, но не хватает исследований об этом.
Крестьяне перестраховываются
Эксперт по растениеводству Консультационного центра села Оскар Балодис поясняет, что болезни, вредителей и сорняки различных культур можно ограничивать различными методами, в том числе нехимическими, и только в моменты угрозы урожаю следует принимать решение о применении средств защиты растений. Это с 2014 года предусматривает внедренное в Латвии интегрированное растениеводства, о котором, по мнению Балодиса, отрасли часто не хватает знаний.
"Что такое интегрированное растениеводство? Это профилактические работы, которые нужно проводить в хозяйстве, это правильная замена растений, обработка и посев, в принципе все основы агрономии. А другая часть – это наблюдения, когда мы ходим по полю и пытаемся увидеть сорняки, болезни и вредителей, распознаем их, оцениваем масштаб. Только тогда можно принять соответствующее решение, использовать ли какие-либо пестициды, сколько и в каких дозах. Но при обучении крестьян в группах видно, что этих знание очень мало, и нельзя их даже упрекать, потому что у агрономия не является основным образованием. И ему автоматически кажется, что эта болезнь или вредитель причинит ему огромные убытки, он потеряет деньги. Вот он и начинает бороться, хотя никто не сказал, действительно ли будет ущерб. Крестьянин делает это просто из предосторожности, чем пользуются химические компании, чтобы продать средства", – подчеркивает Балодис.
Также эксперт по растениеводству считает, что в Латвии не хватает независимых сельскохозяйственных исследований. "Это уже камень в огород тех, кто дает деньги. Сколько Министерство земледелия выделило средств на фундаментальные исследования о порогах вреда – сколько конкретных вредителей может быть на растении, пока я не начну терять деньги? Сколько всего было исследований, которые помогают принимать решения о применении пестицидов? Если у нас нет данных, то кажется, что убыток будет большим", – говорит Балодис.
Общество пчеловодства в настоящее время начало собирать информацию о нарушениях и призывает пчеловодов сообщать о наблюдаемых нарушениях применения пестицидов. В то же время Государственная служба защиты растений напоминает, что, позвонив по телефону доверия 67550944 и рассказав о нарушении, всегда следует оставлять контакты и информацию о месте происшествия, что жалобщики часто забывают. Служба защиты растений в год проводит около 2000 как плановых, так и оперативных проверок использования пестицидов.