Ранее Стуканс на заседании Юридической комиссии Сейма, также поддержавшей его кандидатуру, заявил: его приоритетами в случае утверждения на посту генпрокурора будет повышение качества досудебного расследования и ускорение продвижения дел. Улучшить существующую ситуацию можно, не меняя законов, а усовершенствовав роль прокурора в досудебном расследовании — главную и руководящую роль в продвижении уголовных процессов должны брать на себя прокуроры, убежден Стуканс.
«Главная задача сформулирована в законе о прокуратуре, где сказано, что прокуратура должна обеспечить законность в Латвии. Моя главная задача – сделать так, чтобы закон этот работал. И первое, с чего начну свою работу, – улучшение качества досудебного расследования. Потому что первые действия, которые производятся, когда есть информация о правонарушениях, очень важны. Они определяют дальнейший ход расследования и его результат. Это очень важно, чтобы можно было достичь справедливого решения», - сказал Юрис Стуканс, отвечая на вопрос о первоочередных задачах на посту генпрокурора (о назначении еще должен проголосовать Сейм). Для повышения же качества досудебного расследования, по словам Стуканса, надо изменить роль прокурора – чтобы тот, как сейчас нередко происходит, не просто ждал, когда следователь что-то сам сделает, а подключался на более ранней стадии. Причем, это не ведет к расширению полномочий прокурора и не требует изменений законодательства: по нынешнему Уголовно-процессуальному закону полномочий прокурору хватает. Просто нужно, чтобы он делал то, что закон ему не запрещает.
«Следователь в суд не ходит. И он не может видеть конкретный результат. Именно прокурор – тот, кто решает, хватает ли доказательств, отправить ли дело в суд или прекратить. Поэтому нужно активнее участвовать в процессе с первого момента возбуждения уголовного дела», - сказал Юрис Стуканс. Он считает, что такое вовлечение улучшит качество расследования уже на ранних этапах. Но важно освободить прокуроров – а, по словам Ю. Стуканса, это все люди с высшим образованием – от мелких дел.
«Если кто-то попался на мелкой краже, если пойман пьяный за рулем, в общем случае тут нечего расследовать – надо фиксировать факт и сразу отдавать дело в суд. В Эстонии это занимает 48 часов. У нас закон тоже позволяет дело передать в суд в течение даже суток. Просто у нас это очень бюрократизировано.
Такие очень простые дела, которые тоже являются уголовными, там большой ресурс не нужен: надо фиксировать и передавать дальше. Прокурор же должен свое знание вкладывать в те дела, которые более сложны, требуют больше юридических знаний», - говорит Стуканс.
До своего назначения Юрис Стуканс работал председателем коллегии уголовных дел Рижского окружного суда, а ранее занимал должность судьи Зиемельского районного суда Риги, являлся и.о. председателя Рижского окружного суда, работал в Минюсте и МВД.
Одним из самых громких дел в его карьере стало осуждение виновных по «делу о дигиталгейте» (цифровом телевидении), связанных с экс-премьером Андрисом Шкеле. Судебный процесс в суде первой инстанции длился семь лет, Шкеле на скамью подсудимых не попал, оставшись в статусе свидетеля.
Почти 20 лет назад Стукансу вынесли дисциплинарное взыскание. В то время он работал в информационном центре МВД, и тогдашний министр Марис Гулбис счел разбазариванием бюджетных средств то, что Стуканс установил в кабинете за госсчет телевизор с видеомагнитофоном.