"Могу ли я купить акции?"
Как показывают документы, которые оказались в распоряжении газеты Diena, в конце апреля 2009 года в КРФК обратился сын известного предпринимателя, крупнейшего совладельца фармацевтического предприятия Grindeks Кирова Липмана, Филипп Липман.
Он в заявлении просил КРФК в рамках ее компетенции разъяснить его права и обязанности, вытекающие из Закона о рынке финансовых инструментов в связи с намерением приобрести акции Grindeks.
В своем заявлении Липман указал, что "цель приобретения акций Grindeks — необходимость вкладывать свои свободные денежные средства в успешно работающее акционерное общество и получение доходов от дивидендов или последующего отчуждения этих ценных бумаг".
"Я совершеннолетнее лицо, я полностью независимым от родителей и с родителями не состою в совместном хозяйстве. У меня свои источники доходов, и в акции АО Grindeks я хочу вложить свои средства, которые я получил в результате своей самостоятельной коммерческой деятельности", — говорится в заявлении.
На момент получения заявления Липмана у Grindeks в общей сложности было шесть крупных акционеров, каждый из которых владел от 2,29 до 33,29 процента акций предприятия. Крупнейшими акционерами были родители Липмана — Киров Липман и Анна Липмане, которым принадлежало 33,29% и 16,69% акций. Вместе они владели почти половиной акций предприятия.
В этой ситуации смысл вопроса Липмана был понятен: определить, если его доля вместе с родительской превысит 50% от всех акций, не придется ли им высказать другим акционерам обязательное предложение о выкупе акций.
Закон о рынке финансовых инструментов, разъяснение которого было необходимо Липману, устанавливает, что акционерами, которые действуют согласованно, считаются лица и супруги, и также восходящие и нисходящие родственники первой степени. Однако в законе есть множество оговорок. В такой ситуации обращение за разъяснением к КРФК было обоснованно и закономерно.
КРФК дает советы
Как показывает ответ КРФК, датированный 8 мая 2009 года, надзирающее учреждение, учитывая целый ряд норм закона, и дало однозначный и убедительный ответ — Филипп Липман, приобретая акции Grindeks вместе с родителями, не обязан представлять другим акционерам обязательное предложение о выкупе акций.
"Заявитель указал, что является совершеннолетним лицом и полностью финансово независим от родителей, а также не ведет с родителями совместного хозяйства, и что единственная общая связь, которая связывает заявителя с Кировом Липманом и Анной Липмане — это родство по прямой линии. В соответствии с 8–й статьей настоящего Закона комиссия считает, что нормы 8–й статьи в этом случае не применяются", — указала комиссия. Соответствующая статья закона распространяется на размеры долевого участия в организации.
На основании этого вывода комиссия подтвердила Ф. Липману: если он купит акции АО Grindeks в таком размере, что вместе с родителями доля достигнет или превысит 50% голосующих акций предприятия, "ни заявитель, ни его родители не будут обязаны в соответствии со статьей 61 и 61.1. сообщать о получении существенного влияния в акционерном обществе Grindeks, а также не наступит обязанность в соответствии с 1 пунктом 1–й части 66–й статьи высказать предложение об обязательном выкупе акций".
Кроме того, Ф. Липман хотел выяснить, если он будет голосовать на собрании акционеров предприятия так же, как и его родители, не будет ли это считаться согласованным действием. Но и в этом вопросе КРФК, которую в то время возглавляла Ирена Крумане, его успокоила и пояснила, что одинаковое голосование само по себе не свидетельствует, что заявитель и его родители действуют согласованно в понимании Закона.