27 Ноября 2024 23:39
Новости
  10:50    21.5.2015

"Грязное дело": как идет следствие по нанотехнологиям Rīgas satiksme

"Грязное дело": как идет следствие по нанотехнологиям Rīgas satiksme
riga.lv
Представители Госполиции сообщили, что по так называемому "делу о нанотехнологиях" Rīgas satiksme, проведены обыски по юридическим адресам нескольких фирм, в том числе и в строительной фирме MJ Partneri

Следствие продолжается, один из руководителей технического контроля Rīgas satiksme отстранен от должности. По версии правоохранителей, на предприятии Rīgas satiksme, возможно, долгое время совершалось мошенничество при закупке чистящих средств. Эти средства выдавались за некие загадочные "нанотехнологии", а по факту представляли собой просто упакованную воду.

Однако процесс интересен не только этой схемой. Судя по всему, в данном случае на возможную преступную схему помогла выйти практика СГД, о которой полезно знать самому широкому кругу наших читателей. Сформулировать её можно так: если вы имеете дело с партнером, уже попавшимся на налогах, то и сами становитесь подозрительны. И это грозит проверками.

Но расскажем обо всем по-порядку.

 

Чистящие средства, которых не было

Возможная схема вырисовывается такая. В 2013 году Rīgas satiksme заключило договор о поставке чистящих средств с фирмой MJ partneri. Вообще-то, фирма строительная, и такими вещами раньше не занималась. Поэтому вы, уважаемый читатель, вправе спросить: строителей-то зачем привлекли к этим закупкам? Ответим: судя по всему, "по-блату".

А именно: MJ partneri имели хорошую репутацию и оборот. И вот, некий бывший сотрудник фирмы предложил принять участие в опросе цен Rīgas satiksme. Он заверил, что делать ничего не надо будет - фирма будет только посредником, все остальное сделает его родственница Вита Бауровска. По словам этого сотрудника, дама работает в фирме, которая торгует нужной химией с нанотехнологиями. От MJ partneri нужно только их честное слово, репутация и оборот.

За посредничество -- так сказать вывеску -- строителям полагалось 3%. А сумма договора не такая уж и маленькая - 280 000 латов плюс НДС. (Это максимальная сумма, за которую можно организовать опрос цен, который не нужно объявлять публично).

О взаимоотношениях главных действующих лиц схемы передача "Nekā personīga" рассказала следующее: Вита Бауровска работала в фирме, которой руководил Александр Бескоровайный. У фирмы были налоговые проблемы, так что она сама не могла принимать участие в закупке. Однако Бескоровайный нашел возможность "все уладить". Привлекли MJ partneri и вскоре строительная фирма получила предложение от Rīgas satiksme подписать договор, чтобы могла начаться поставка химии.

В свою очередь MJ partneri заключила договор с фирмами Бескоровайного - о поставке моющих средств. Сначала с Alchimica Latvia, затем с Vialeks и наконец с HRM. Фирмы менялись, персонал - нет.

Сначала все шло хорошо. Rīgas Satiksme заказывало товар, MJ partneri передавали заказ Бауровской, и получали свой процент. Всего Rīgas Satiksme за современные моющие средства заплатило 339 917 латов.

Однако вдруг к MJ partneri явились сотрудники СГД и потребовали предоставить документы, подтверждающие происхождение товара для Rīgas Satiksme. Оказалось, что фирма-продавец не декларировала НДС, в результате чего возникли подозрения в мошенничестве с налогами. Начался аудит.

Что выяснилось в итоге: фирмы Бескоровайного химию никогда не покупали. Что же за товар тогда доставили в Rīgas Satiksme на уже упомянутые 339 917 латов? "Туда отвозили упакованную воду", - пояснила поначалу журналистам "Nekā personīga" Вита Бауровска.

Замещение химии водой якобы помог реализовать заместитель начальника части технического контроля Rīgas satiksme Вячеслав Стунжанс, которому заодно принадлежала фирма RS Baltic. У последней был договор о поставке моющих средств Rīgas satiksme. В общем, как только были нужны моющие средства, Стунжанс их привозил.

В итоге, не было практически никаких расходов, и на этой схеме зарабатывали все.

3% получали MJ partneri, 10% оставалось на счетах фирмы Бескоровайного, оставшееся Вита Бауровска перечисляла зарубежным фирмам в Китае. Там их превращали в наличность. Дальше деньги делили между Вячеславом Стунжансом и кем-то, кого обозначили словом «страховщики».

Чуть позже Вита Бауровска объявила: интервью она дала под воздействием психологического давления. Однако редактор программы Nekā personīga Арта Гига в разговоре с нами настаивала: никаких подтасовок и давления не было.

Отметим от себя: сейчас с YouTube.com отзыв текста интервью Виты Бауровской удален. Во всяком случае вчера нам его найти не удалось. Однако сути дела это не меняет: судя по аудиту, фирма-поставщик моющих средств не покупала.

Что же тогда доставлялось в Rīgas Satiksme? Вот с этим сейчас и разбираются правоохранительные органы.

Что дальше?

Как нам сообщил пресс-представитель Госполиции Дайрис Анучинс, следствие по "делу о нанотехнологиях" продолжается. По сообщению полиции, 29 апреля в рамках следствия прошли обыски в пяти местах: по юридическим адресам нескольких фирм, в том числе и в строительной фирме MJ Partneri, а также по месту жительства нескольких лиц. Во время обыска сотрудники MJ Partneri передали полиции оригиналы различных документов.

Целью проведенных обысков было выявление происхождения товаров, связанных с уголовным делом. Следствие устанавливает, откуда привезен этот товар и кто является его реальным поставщиком.

16 февраля был отстранен заместитель начальника части технического контроля Rīgas satiksme Вячеслав Стунжанс. Как нам сообщил пресс-представитель Rīgas satiksme Виктор Закис, он по-прежнему является отстраненным. Параллельно проверкой в связи с этим делом занимается СГД.

И еще. По неофициальным данным, Госконтроль сейчас проверяет другие предприятия и их заказы чистящих средств. Есть подозрения, что схема имела широкое распространение.

...И вот тут нельзя не пожалеть тех, кто окажется вовлечен во все это просто по незнанию.

Кто в списке "подозрительных"?

Хочется обратить внимание читателей вот на что: когда к одной фирме возникли претензии СГД, проверяющие пришли к её деловому партнеру. Хотя тот вроде бы ничего сам не нарушал.

Мы попытались выяснить в СГД, как же от этого подстраховаться. Однако на вопрос, нет ли какого-то "списка потенциально неблагонадежных фирм", главный специалист по связам с общественностью Кристине Аугсткалне-Яунберзиня нам сообщила: в общем доступе - нет. Мало того, СГД категорически запрещено каким-то образом разглашать информацию о конкретных предприятиях. Следить за своими деловыми партнерами и выяснять, не вошли ли они ли в противоречие с фискальным ведомством, придется самим. Единственная возможная помощь СГД - это список плательщиков налогов. Он публикуется, и на основании этого списка можно попытаться найти какие-то несоответствия. Но опять же, выводы -- на наше собственное усмотрение.

В общем, как мы поняли, даже если речь идет о кристально чистом (от моечных схем) коммерсанте, нечестный партнер может потопить и его.

Как философски отметил в этой связи некий известный юрист, на практике у латвийских предпринимателей гораздо больше обязанностей, чем это прописано в законе.

Что говорит закон? Прежде, чем заключить сделку, нужно проверить ПВН-номер, адрес, убедиться, что он зарегистрирован. Все. Больше закон ничего не требует. Однако если придет СГД, то вопросов будет гораздо больше.

Вас попросят подробно рассказать про все обстоятельства сделки: видел ли ты этого партнера, где вы подписывали договор, имел ли право подписывать тот, кто его подписал и т. д. Гражданский закон вроде бы и позволяет заключать договор дистанционно. Но на практике СГД этому не слишком верит. Дальше - больше. Если речь идет о товаре, то вы должны знать, кто и когда этот товар привозит, если что-то производится - вы должны знать, есть ли у второй стороны материальные ресурсы для этого. СГД часто задает вопрос: "В фирме числится один человек, как он мог вам этот товар поставить?". Если речь идет об услугах - нужно знать все подробности их оказания, если о поставке работников - то их нужно знать пофамильно, как обстоятельства, как и кем они были наняты, и т.д.

В общем, с точки зрения СГД, вы должны обладать полной информацией о своем патнере и о заключенной сделке.

И вот тут начинаются проблемы. Например, если договор был заключен когда-то давно, действие его продолжается, а владелец продал фирму. Вас он об этом не уведомил, новый владелец продолжает исправно выполнять договор, скажем, отгружает вам положенный товар или оказывает оговоренные услуги, но параллельно занялся чем-то не слишком благородным. К нему приходит СГД с вопросами, проверяет каждую сделку и, в конце концов, приходит к вам. И тут ваша неосведомленность о новостях в делах партнера играет против вас. Сделку могут признать и незаконной, что грозит невозвратом НДС и штрафами...

Николай КУДРЯВЦЕВ, "Вести сегодня"

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии