Что подслушали в "Ридзене"
Часть прослушек, возможно, ставшая основой "дела олигархов", попала к журналистам еще в начале следствия. Ниже мы приводим ключевые моменты из этих материалов -- на правах версии.
....Айнар Шлесерс дискутирует с политическими партнерами по поводу имущественных прав в Рижском торговом порту и газете Diena. Обсуждаются схемы в разговорах с официальным хозяином Diena Виестуром Козиолсом и директором SIA Rīgas tirdzniecības osta Ралфом Клявиньшем. В частности, Шлесерс проговаривает то, что SIA Rīgas tirdzniecības osta принадлежит ему через SIA Avadel, чьим собственником он является через офшоры: «Половина моя, половина жены».
Судя по всему, Шлесерс собирается стать официальным владельцем Rīgas tirdzniecības osta через два года после ухода из Рижской думы, когда закон официально позволит ему это сделать.
Шлесерс также признает, что газета Diena принадлежит ему, Шкеле и Лембергcу. Он в разговорах размышляет о том, как бы выкупить у Лембергса его долю. Обсуждался также вариант объединить Neatkarīgā Rīta Avīze, находящуюся под влиянием Айвара Лембергcа, с газетой Diena. Однако Лембергcу эта идея не понравилась. Учитывая большие убытки Diena, он предлагал ликвидировать или продать издание. Попутно вспоминается случай, как в газете Diena появилась неприятная для Лембергса статья и как он через своих подчиненных прислал после этого недовольное электронное письмо во избежание подобных случаев в будущем.
Данные прослушки доказывают, что все действия в отношении концерна согласовывались с олигархами. Например, в беседе со Шлесерсом Козиолс пообещал «соблюдать в работе редакции красные линии». Он также подчеркнул, что газета больше не будет критиковать олигархов и создавать им негативный образ. К тому же постоянно подчеркивалось, что для издания было бы невыгодно, если бы общество узнало имена реальных собственников.
Как отмечал в этой связи портал pietiek. lv, олигархи могли быть реальными владельцами газеты, по крайней мере летом 2010 года, когда формально контрольный пакет Diena получил предприниматель Виестурс Козиолс. Сделка по покупке газеты осуществлялась через SIA Rīgas tirdzniecības osta. Следователи уверены, что это предприятие через посредников принадлежало Шкеле, Шлесерсу и Лембергcу.
3 февраля 2010 года в гостинице «Ридзене» Шлесерс в разговоре с Виестуром Козиолсом признается, что ему тайно принадлежат части SIA Euroline и других фирм Tritan Group AS. В разговоре также упоминается об имущественных правах в фирмах Voleri и SIA Voleru krasti. Во время встречи Козиолс жалуется на нехватку денег и необходимость заплатить общие долги. Шлесерс дает ему 12 000 евро, две из которых — карманные деньги на поездку в Вильнюс.
В тот же день Шлесерс рассказал предпринимателю Иво Зоннему, что ему тайно частично принадлежат 50% фирмы Zaķusalas Estates.
Обыски
После прослушек начались "следственные действия" - KNAB тогда провел 42 обыска. В самом начале в процессе фигурировало 11 человек, шесть из которых были чиновниками.
Судя по всему, основным подозреваемым был Айнарс Шлесерс -- ему вменили получение прибыли благодаря скрытому контролю за рядом крупных предприятий. Среди них упоминались Рижский свободный порт, Eurolines, BAS, Abi krasti, Jaunrigas attistibas uznemums и т. п. Как должностное лицо Шлесерс должен был указать доли акций в этих предприятиях как статью личного дохода, однако не сделал этого.
Как следует из материалов, переданных KNAB парламенту весной 2011 года и попавших в распоряжение СМИ, Шлесерс, готовясь к выборам, потребовал у тогдашнего главы авиакомпании airBaltic Бертольта Флика противозаконных действий с финансовыми средствами airBaltic либо Live Riga с целью популяризации Шлесерса и партии LPP/LC.
KNAB считает, что Флик злоупотребил тогда служебным положением и выполнил указания Шлесерса - от имени «airBaltic» заключил фиктивные договоры о размещении рекламы и перечислил владельцам СМИ по крайней мере 100 тыс. латов (142,2 тыс. евро).
Возможно, была такая версия: в 2010 году, когда Шлесерс стал депутатом Сейма и больше не мог сохранять должность председателя правления Рижского свободного порта, он предпринял определенные действия, чтобы председателем правления порта стал его соратник по партии, нынешний вице-мэр Риги Андрис Америкс. Тем самым Шлесерс сохранил свое влияние на решения правления порта, касающиеся принадлежащих ему предприятий.
И вот, в октябре 2010 года было достигнуто соглашение о том, что за назначение Америкса председателем правления порта проголосует представитель Союза «зеленых» и крестьян Виестурс Силениекс, а в обмен Шлесерс должен был обеспечить размещение портом рекламных материалов в изданиях ООО «Mediju nams».
При таком раскладе понятно, что главной целью оперативной разработки KNAB являлся Айнар Шлесерс. Однако как депутат он обладал неприкосновенностью, и поэтому борцам с коррупцией пришлось просить парламент предоставить им право провести обыск в особняке Шлесерса. Сейм отказал им в таком праве, что в итоге привело к знаменитому роспуску Сейма, инициированному президентом Затлерсом.
«У нас уже за фантазии и хвастовство сажают?»
Известный адвокат Виктор Тихонов, представлявший Айнара Шлесерса в разгар «обыскной активности KNAB" в рамках этого дела, так комментировал нам ситуацию:
— Все это выглядит как в сказке «Кот в сапогах», помните, там был такой момент, когда у людей спрашивали, чьи это луга (замки, земли)? Они отвечали : «Маркиза Карабаса». Действительно ли это было так? Нет. Но разве за это можно привлечь? Здесь нечто похожее: человек ходит и говорит, что ему это принадлежит, и там он руководит, и тут главный, что вообще он самый крутой, кому-то что-то обещает... В итоге его тайно слушают, как бы верят и спрашивают, почему он не указал все, чем хвастался в своей декларации. То есть, выпить с друзьями в бане и побыть Мюнхгаузеном или маркизом Карабасом – это у нас получается уголовно наказуемым преступлением.
Лембергс: "Это абсурд!"
Вентспилсский градоначальник уже подтвердил: его упрекают в том, что он повлиял на тогдашнего члена правления Рижского свободного порта Виестура Силениекса (СЗК), чтобы тот проголосовал за избрание вице-мэра Риги Андриса Америкса в правление Рижского свободного порта. Назначение Америкса, по версии обвинения, требовалось, чтобы затем провести через правление решение о заключении договора между Рижским свободным портом и SIA Mediju nams – издателем газеты Neatkarīgā Rīta Avīze.
Эту версию Лембергс назвал абсурдной, поскольку Америкс, являясь заместителем председателя Рижской думы, однозначно был бы и так избран в правление РСП.
И еще: уже известно, что сам Америкс по "делу олигархов" чист. Процесс против Америкса по подозрению во взяточничестве прекращен. Никаких подозрений ему больше не вменялось.
KNAB пока хранит загадочное молчание. Вчера борцы с коррупцией лишь признали, что в "деле олигархов" имеется двое подозреваемых.
Нюанс: на допрос попал даже Игорь Крутой
"Дело олигархов" еще в самом начале приобрело международный масштаб. В итоге в 2011 году во время конкурса «Новая волна» состоялись допросы в KNAB композитора Игоря Крутого и председателя оргкомитета конкурса Александра Шенкмана. Следователи интересовались сделками Айнара Шлесерса.
Александр Шенкман заявил после этого нам заявил: он выполнил свой долг гражданина и к KNAB он претензий не имеет:
— У всех своя работа, — отметил он. – Меня вызвали, я, как честный гражданин, должен был сходить и ответить на вопросы.
Айнар Шлесерс заявил СМИ, что он был шокирован действиями KNAB.
— Если бы Крутой хотел отреагировать остро, он мог бы устроить скандал, который отразился бы на отношениях между нашими странами и транзитном бизнесе, — заявил тогда бизнесмен и политик.
Что ж, отношения с Россией и "Новой волной" все равно испортились, правда, позже и по другому поводу.
Нюанс: сейф Лембергса вскрывали 2 недели
Один из самых ярких эпизодов следствия - многодневные попытки вскрыть сейф в кабинете Айвара Лембергса. Политик признался, что не пользуется сейфом, а код - забыл. Так что борцам с коррупцией пришлось прибегнуть к грубой силе, чтобы выведать секреты сейфа. Внутри в итоге нашлись документы за период с 1996 по 1999 год, а также диплом Лембергса об успешной сдаче экзамена и получении высшего экономического образования в Латвийском университете, датированный 1977 годом.
"Прошу прощения у всех людей, кто был задействован в этом деле, что из-за моей забывчивости им пришлось так долго этим заниматься», -- заявил тогда мэр Вентспилса, добавив при этом, что действительно не мог вспомнить код, потому что, по его словам, «так много всяких кодов приходится держать в голове», что именно этот он забыл. Он признался, что как-то даже выбросил телефон, потому что не мог вспомнить его PIN-код.
Промежуточный финиш
Как мы помним, так называемое дело олигархов было возбуждено в мае 2011 года по весьма тяжким статьям Уголовного закона: взяточничество, легализация преступно нажитых средств, злоупотребление служебным положением и нарушение закона о конфликте интересов.
Но все это уже не актуально. Мэр Вентспилса Айвар Лембергс стал подозреваемым в "торговле влиянием". Айнару Шлесерсу (по неофициальным данным) вменяются неверные данные в декларации. А это, уважаемый читатель, как мы понимаем, никак не взятки и отмыв.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"