Согласно данным de facto, среди них Гунтис Равис и Ивар Миллер, бывшие собственники Skonto būve. Дмитрий Скачков, адвокат Рависа, подтвердил, что у его подзащитного статус «лица, в отношении которого начат уголовный процесс».
Третьим, возможно, является председатель правления LNK Group Артем Милов. Его адвокат Янис Розенбергс отказался комментировать следствие.
Как указывает de facto, Арманд Гарканс, совладелец Arčers и Binders, также, возможно, входит в шестерку, хотя и отрицает, что у него есть статус в деле. Выйдя из KNAB, он отказался отвечать на вопросы журналистов.
Право на защиту в деле есть также у бывшего строительного бизнесмена Мариса Мартинсонса, который вину не признает.
Единственный политик в списке имеющих право на защиту — Янис Байкс, председатель Валмиерской думы. Он в беседе с de facto начатый в его отношении процесс назвал необоснованным.
У экс-президента Раймонда Вейониса в начатом KNAB деле статус свидетеля.
100 "договорных" объектов
Как указывает de facto, на основании публично прозвучавшей информации можно сделать вывод, что правоохранительные органы интересуются проектами, которые реализовывали две из трех успешнее всего работавших в прошлом году фирм — LNK Industries и RERE. Кроме того, под знаком вопроса, возможно, сейчас Velve, Skonto Būve, Arčers, Monum, Moduls и Merks. Вероятно, в этот ряд может попасть еще какое-то предприятие.
Скайдрите Абрама, глава Совета по конкуренции, не называет конкретные объекты. Однако это и жилые дома, и разного рода постройки. Предприятия поделили между собой и объекты в частном секторе, и, возможно, необоснованно завысили траты на государственные и муниципальные заказы. «Объектов очень много. Это и публичные закупки, где договаривались о ценах. Это может быть около 100 объектов," - добавила Абрама.
Алдис Гулбис покинул правление стройкомпании Rere būve
Тем временем стало известно, что член правления строительной компании Rere būve Алдис Гулбис покинул свою должность, свидетельствует информация Firmas.lv.
Гулбис работал в правлении Rere būve с ноября 2015 года. Председателем правления компании остается Валдис Кокс.
Rere būve принадлежит компании Rere grupa, в правлении которой Гулбис продолжает работать.
В 2018 году оборот Rere būve составил 46 млн евро, убытки - 432 тыс. евро.
На чем прокололись?
Глава Бюро по надзору за закупками Даце Гайле ранее рассказывала LTV, на чем прокололись строители:
«В основном мы видим сходство в поданных заявках. Даже иногда одинаковые тексты при оформлении, иногда одинаковые цены, даже бывают одинаковые орфографические ошибки. В общем, имеются явные приметы предварительных обсуждений и договоренностей.
Второе, что может свидетельствовать о сговоре - если появляются одни и те же субподрядчики, одни и те же специалисты в различных предложениях. Тогда тоже нужно смотреть, возможно, были слишком тесные связи между претендентами, когда они готовили заявки», — говорит Гайле.
Руководитель Совета по конкуренции Скайдрите Абрама настоятельно предлагает всем строительным компаниям, участвовавшим в картельном сговоре, сдаться добровольно, поскольку штрафы за это нарушение очень большие. Если вина компании будет доказана, ей грозит запрет на участие в публичных закупках в течение года.
Для справки: визиты KNAB и СК
Напомним, 3 сентября офис строительного предприятия Rere Grupa, а позднее и Merks, посетили представители Совета по конкуренции (СК).
Затем выяснилось, что в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК, KNAB) побывали руководитель специализирующихся на дорожном строительстве компаний Binders и Arčers Арманд Гарканс, а также бывший председатель правления Skonto būve Гунтис Равис. В KNAB побывал и председатель правления LNK Group Артем Милов, но, как заявили в компании, не в связи с делом о картеле.
KNAB сообщает, что начал уголовный процесс 19 сентября 2018 года о взяточничестве в крупном размере, превышении и злоупотреблении полномочиями в корыстных целях. В свою очередь СК проводит расследование о возможном нарушении закона о конкуренции — картельном соглашении.
Имеющиеся в распоряжении бюро факты свидетельствуют о возможном подкупе и получении взяток за согласование цен претендентов при закупках, а также о подкупе должностных лиц с целью реализации интересов предпринимателей по другим вопросам, не связанным с закупками.
Преступные действия совершались с начала 2015 года до середины 2018 года. Предполагаемые суммы взяток составляют от 25 000 евро до нескольких сотен тысяч.
У KNAB есть основания полагать, что к преступным действиям причастны не менее десяти крупных строительных компаний. Одновременно в ходе расследования бюро получило информацию, свидетельствующую о возможном запрещенном соглашении между крупнейшими предприятиями отрасли, которая была передана СК.