Страницы:
Кого наказывают повышенной ставкой?
Как сообщили нам в финансовом комитете Рижской думы, повышенная ставка налога применяется в основном к владельцам заброшенных домов и земель. Но такая же мера наказания действует и для рижан, которые провели незаконную перестройку в своем жилье. То есть теоретически «схлопотать» повышенную ставку налога может любой собственник квартиры, который лет десять или двадцать назад остеклил лоджию без разрешения думы.
– Но на практике такого не происходит, – успокоил руководитель Рижской стройуправы Ингус Вирцавс, – массовых проверок лоджий и балконов мы не проводим и не планируем, даже напротив – ждем от правительства согласия на амнистию владельцев квартир.
Почему же некоторые владельцы остекленных лоджий все-таки попадают в поле зрения инспекторов стройуправы, как это произошло с Эльвирой? И что делать жителям, которые хотят легализовать остекление лоджии? Ингус Вирцавс ответил на эти непростые вопросы.
«Иллюзий мы не строим...»
– В 2016 году наша строительная инспекция констатировала в жилищах рижан около 600 случаев несогласованной перестройки, – сообщил Ингус Вирцавс. – Причем я не строю иллюзий, что мы нашли все незаконно перестроенные объекты. Ведь наши инспекторы не проводят массовых проверок по собственному желанию, а только реагируют на жалобы жителей или управляющих.
– Значит, инспектор придет к владельцу остекленной лоджии только в случае, если на этого человека кто-то пожаловался?
– Да, причем с жалобой может обратиться любой рижанин. Однако перед тем, как писать заявление в стройуправу, я советую зайти на нашу домашнюю страницу и проверить данные о соответствующем адресе. Возможно, что человек, на которого вы хотите пожаловаться, получил от стройуправы официальное разрешение на перестройку.
– Как часто жалобы жителей оказываются обоснованными?
– Несогласованную перестройку мы обнаруживаем примерно в каждом третьем случае.
– Наша читательница рассказала, что однажды пожаловалась на незаконную перестройку в квартире соседей. Однако инспектор заглянул и к самой жалобщице – и оштрафовал ее за незаконно застекленную лоджию.
– Такие случаи бывают. По своей инициативе инспектор квартиру жалобщика проверять не станет. Но провинившийся сосед может догадаться, кто напустил на него специалиста стройинспекции, и ответить встречным заявлением – мол, проверьте-ка заодно и моего обидчика. Получив от двух людей заявления со взаимными обвинениями, наш специалист обязан обследовать оба адреса.
Несогласованные перестройки опасны
– Увеличивается ли число обнаруженных вами незаконных перестроек?
– Да, еще несколько лет назад мы констатировали примерно один случай несогласованной перестройки в день, а сейчас – уже по три случая. С 2008 года самоуправление очень активно занимается этим вопросом. Исторически в Риге накопилось очень много ремонтов и перестроек без проекта и согласования.
– А самое обидное, что такие перестройки продолжаются и сегодня.
– Да, есть люди, которые считают, что у них «золотые» руки, и поэтому не нужен им никакой проект для сноса стен в квартире. Так что я не ошибусь, что эти 600 обнаруженных нами нарушений – это только верхушка айсберга.
– Наверное, о самых опасных перестройках вы все-таки узнаете вовремя. Ведь если горе-умельцы снесли несущую стену и нарушили конструкции дома, то соседи сразу увидят трещины у себя в квартирах или на фасаде...
– Вовсе не обязательно! Недавно я видел страшный случай: в квартире на втором этаже девятиэтажного дома снесены сразу несколько несущих стен, устроен огромный холл. И никто из соседей ничего не заметил, трещин на стенах пока тоже нет. А такая перестройка очень опасна для всего дома. Чем ниже этаж, на котором убраны несущие стены, тем это пагубней для всего строения. Остается только удивляться строителям, которые взялись за такой заказ.
– Если в доме произойдет обрушение, эти строители станут убийцами.
– Именно так, поэтому я считаю, что в Латвии следовало бы ввести уголовную ответственность за такие переделки. Люди, которые проводят такие работы без проекта и согласования, опасны для общества точно так же, как пьяные за рулем.