Теперь жители Латгалии громко упрекают правительство и за несоблюдение законодательных норм ЕС, и за то, что их семьи лишены средств к существованию – ведь все производство в приграничных областях давно ликвидировано. Дайте нам рабочие места в таком случае, заявляют местные жители. И активно готовятся к акциям протеста, подобным резекненскому автомобильному маршу на прошлой неделе, парализовавшему центр города.
1 января вступили в силу правила, согласно которым латвийцы больше не имеют права ежедневно пересекать государственную границу, приобретать в России и Белоруссии разрешенное законом количество сигарет, алкоголя и топлива, а затем возвращаться на родину, пишет Nra.lv. Позволены такие поездки лишь раз в неделю, с тем чтобы пресечь контрабанду и разгрузить таможню на границе.
Минфин подсчитал, что таким образом государство сэкономит 1,5 млн латов. По мнению чиновников, каждый приграничный житель за свои еженедельные 15 поездок туда-сюда наносит госбюджету ущерба на 662 лата в месяц.
Однако на местах видение ситуации отличается от расчетливого столичного взгляда. По словам исполнительного директора Лудзенского самоуправления Сергея Яковлева, возможно, экономии в полтора миллиона и удастся достигнуть, но для жителей его края это решение — слишком тяжкое бремя.
«Это двойственная ситуация, — сказал он. – С одной стороны, полтора миллиона, с другой – все это вынесут на своих плечах местные жители». В Лудзенском крае не найти работы, признал Яковлев. Теперь, лишившись средств к жизни, люди, прежде занятые в полулегальном бизнесе, уедут в поисках лучшей жизни за границу.
По мнению представителя самоуправления, государству вместо того, чтобы душить мелких нарушителей, следовало бы сосредоточить усилия на борьбе с крупной контрабандой. Кто-то же ввозит в страну левый товар целыми грузовиками и контейнерами!
А от малых «челноков» есть и польза, поясняет Яковлев. «Ведь тот же человек, что привез немного топлива, привез и деньги для наших маленьких магазинчиков. Не так блестяще мы здесь и так живем, а теперь и это нам запрещают», — сказал он.
Глава районной администрации подчеркнул: правительству и Сейму следовало бы больше заботиться о приграничных областях по-другому – если уж не давая дотаций на развитие, то предоставляя хотя бы налоговые льготы предпринимателям. А от запрета польза лишь одна: сокращение транспортных очередей на границе.
«Бороться нужно не с «челноками», а с продавцами»
По словам председателя Вилякской думы Сергея Максимова, наша «коалиция законности» напрочь проигнорировала регулу ЕС № 918/83, гласящую, что запрещено облагать акцизным налогом топливо в баке въезжающей на территорию ЕС автомашины и еще десять литров, перевозимых в другой емкости. «Так это должно быть, если рассуждать о законности», — подчеркнул Максимов. А бороться с теми, кто затем сливает топливо из бака и продает – это уже задача правоохранительных органов.
«Мы тут живем по принципу: до бога высоко, до царя далеко, — признал глава думы. – Мы и хороших времен не почувствовали, всегда боролись [за выживание]». Единственным способом добиться, чтобы контрабанда иссякла, является распределение денег для регионов пропорционально их ВВП – точнее, в обратной пропорции: чем меньше ВВП произведено, тем в большей помощи нуждается самоуправление, это же очевидно. Максимов при этом оговорился: он не лоббирует только Латгалию – подобные провальные регионы есть и в Курземе, и в Видземе.
Среди представленных в Сейме политиков лишь некоторые прямо называют решение об ограничении поездок частных лиц через границу показушной борьбой с контрабандой. Так, по словам депутата ЦС Андрея Клементьева, он не голосовал за эту норму потому, что считает необоснованным мнение, будто приграничные жители ввозят в страну так много контрабандных сигарет, что они (по отзывам представителей табачной индустрии) заняли 50% латвийского рынка. Это совершенно нереально, по его словам.
В свою очередь, лидер Союза «зеленых» и крестьян Аугуст Бригманис пояснил: СЗК поддерживает ограничения, но настаивает, чтобы сэкономленные 1,5 миллиона были перечислены в те региональные самоуправления, чьи жители вынужденно «промышляют извозом». Так будет куда правильнее бороться с теневой экономикой.