Сама трагедия произошла 28 апреля 2010 года в Екабпилсе. Ночью в 2.35 поступила информация о том, что на улице Паста горит дом. Когда полиция прибыла на место происшествия, то обнаружила в гараже труп девочки колотой раной в груди. Как выяснилось чуть позже, в час ночи 7-летняя Алиса была убита одним сильным ударом ножа.
Полиция к тому времени объявила в розыск отца девочки — Вилис Симановс позвонил жене и признался: это он убил их дочь. Позже отец взял её на руки отнес в гараж у дома, сам дом поджог и бросился в бега.
Пока пожарные тушили огонь в его доме, Симановс прятался в заброшенном здании. Но днем его нашли полицейские и арестовали. Он тут же признался в содеянном. Когда его везли на меру пресечения, сказал, что раскаивается.
«Не доставайся же ты никому»
Очевидная причина этой трагедии — семейный конфликт. Как комментировали ситуацию социальные службы, в последнее время у этой семьи были большие сложности. Гражданская супруга Вилиса уже подавала в полицию заявление, что муж ее избивает. Обращалась пара и за материальной помощью.
Всего в семье Симановсов было 6 детей, по двое у каждого из родителей от предыдущих браков и двое собственных. Но после ряда скандалов пара решила разойтись. Мать Алисы уехала на заработки в Англию. Двоих детей супруги разделили: сын остался жить с матерью, а дочка Алиса досталась отцу. Но женщина хотела увезти и Алису с собой. Из-за этого пара конфликтовала и обращалась в Сиротский суд.
Накануне трагедии мать Алисы приехала в Латвию и снова попыталась увезти ребенка с собой. Но Вилис ей не позволил. По словам свидетелей, отец очень любил дочку и не хотел с ней расставаться...
Как заявил в суде брат его гражданской супруги, после убийства Симановс позвонил и ему:
— Он сказал, что дочки больше нет, а дом сгорел.
Но сонный шурин не воспринял эти слова всерьез, так как в этой семье и раньше были ссоры с угрозами. И только утром, проезжая по улице Паста, он своими глазами увидел, что это все правда.
В свою очередь брат убийцы, давая показания в суде, подтвердил: Вилис очень любил дочку, фактически он сам ее воспитывал.
— Дума Екабпилса выделила ему 3-комнатную квартиру, которую он хотел отремонтировать и жить вместе с детьми, — рассказал брат. — Но потом приехала его жена и решила забрать Алису к себе навсегда, девочку она выманила из дома конфетами. Алиса, конечно, хотела и маму, и папу. Но договориться с ее матерью было невозможно.
По словам брата, Вилис пил редко и вообще был спокойным человеком.
— Почему он такое сделал? Трудно сказать, возможно, так хотел воспротивиться действиям жены, — предположил родственник.
Бензин Симановс попросил у таксиста
Екабпилсский таксист, который тоже свидетельствовал на суде, — давний знакомый Вилиса. За день до трагедии и в ту страшную ночь он возил Симановса по делам. Он вспоминает, что днем Вилис пил джин и пиво, хотя пьяным его редко кто видел. Это показалось таксисту странным. Как и то, что Вилис попросил у свидетеля канистру с бензином, чтобы «разжечь костер у дома». Таксист бензин дал. Он же не знал, как все обернется...
— Ночью Симановс снова вызывал такси, а когда садился в машину, он него сильно пахло гарью, — вспоминает водитель. – Я думал, от костра.
Проезжая позже по улице Паста и, увидев загоревшийся дом, шофер незамедлительно позвонил Вилису и рассказал о случившимся. Симановс обещал тут же приехать, но пропал. На звонки он больше не отвечал.
Штрихи к портрету
Симановс с декабря 2008 года оказался безработным, перебивался случайными заработками и жил на социальное пособие в квартире, предоставленной самоуправлением. Несмотря на это, по рассказам соседей и учителей, его дочка была хорошо одетой и ухоженной.
— У Алисы было больше карманных денег, чем у большинства учеников. Если не знать, что ее отец безработный, можно было считать, что Алиса растет в хороших бытовых условиях, — рассказывал журналистам Занда Скутеле — директор школы, в которую ходила девочка.
Несколько лет назад, спасая тонувшего 13-летнего подростка в ледяной воде, Симановс стал «гордостью Латвии» и получил благодарность от президента ЛР.
После награждения в интервью газете Diena он с гордостью рассказывал о своей семье. Ведь для него (как и для любого цыгана) семья — важнейшая ценность, заявил тогда он. По словам Симановса, за младшую дочку (тогда Алисе было 5 лет) он так переживает, что даже не пускает летом купаться на Даугаву вместе с братьями и сестрами.
— Дети — это единственное, ради чего стоит жить, — заявил тогда герой.
Впрочем, спасение мальчика — не единственный подвиг Симановса. Еще до ЧП на реке трое парней у дома Симановса напали на женщину. Тот помог жертве отбиться и задержал одного из нападавших.
Итог: 18 лет тюрьмы
Симановса судили по 117-й статье УЗ Латвии («Убийство при особо отягчающих обстоятельствах») и по 2-й части 185-й статьи («Намеренное уничтожение вещей и имущества посредством пожара»). Суд первой инстанции дал ему 13 лет тюрьмы. Второй приговорил к более суровому наказанию – 18 лет тюрьмы. Симановс подал кассационную жалобу на это. Но на днях Сенат жалобу отклонил. Вердикт о 18 годах тюрьмы таким образом вступил в законную силу.