Как 29 евро превратились в 161 евро
– Полтора года назад я похоронила маму. Тогда-то на меня все и обрушилось. Во-первых, сами похороны обошлись в копеечку, во-вторых, из-за них я влезла в долги. Кроме того, стали накапливаться задолженности по другим платежам, главным образом – по коммунальным. Никаких других долгов не было, так как я не стала в такой тяжелый момент ударяться в шопинг и покупать себе дорогостоящую технику и т. д.
После похорон мамы уже я сама попала в больницу. Словом, неприятности посыпались со всех сторон и в результате один платеж у меня остался неоплаченным. Я вовремя не заплатила по счету от телекоммуникационной фирмы Baltcom – за телевидение и городской телефон. Счет был в общей сложности на 29 евро – за один месяц.
Как только я просрочила оплату счета, Baltcom тут же отключил мне и телевидение, и телефон. Однако денег на оплату все равно не было, поэтому я и не платила по счету, однако все время о нем помнила. Ко всем прочим неприятностям я осталась без работы. Так что сами понимаете, мысль о счете была, а вот средств его оплатить не имелось.
Конечно, Елена понимала: не оплаченный вовремя счет грозит штрафными санкциями. Но думала, что придется доплатить пять, максимум – десять евро. Вот и не беспокоилась сильно, искала разные возможности для поиска работы. Получила статус «малоимущей», стала получать пособие, но когда увидела его размер – 80 евро, то поняла, что в ближайшее время у нее не будет возможности отдать 29 евро.
– Знала бы я, чем обернется мое желание отодвинуть оплату на потом, никогда бы так не поступила! – говорит Елена. – На днях мне позвонили из коллекторской фирмы Creditreform и сообщили, что Baltcom передал им мой долг и теперь я должна заплатить аж 160,13 евро. Услышав эту сумму, я пришла в ужас. Ведь она в несколько раз превышала мой долг в 29 евро. А еще сотрудница Creditreform добавила: «Если вы не оплатите в течение трех дней, то мы подадим в суд, и кроме 161 евро вам надо будет также оплатить судебные издержки. А это ой как дорого стоит!» Также сообщила, что если я не оплачу счет в 161 евро, то они заблокируют мой счет в банке и я не смогу пользоваться ни теми деньгами, что там есть, ни теми, которые приходят мне как пособие малоимущей.
Елена объяснила звонившей, что она сейчас живет на пособие и попросила уменьшить сумму долга до реальных размеров. Ей отказали, сказав, что компанию не волнует статус Елены и та сумма, на которую она живет. Главное – оплата долга. И ей дается шанс. Если она в течение трех дней оплатит хотя бы 14 евро, то дело не будет передано в суд. Но Лене надо будет по 14 евро платить каждый месяц в течение года. Якобы только так она сможет избежать суда.
Как быть и что делать?
Лена стала советоваться со знакомыми – мол, как быть и что делать. Все советовали ей, прежде чем платить, потребовать у коллекторов официальное письмо, где было бы четко расписано обоснование суммы долга. Должнику необходимо понимать, что является основной суммой долга, что – процентами за просрочку, в какую сумму Creditreform оценивает собственные расходы на взыскание долга и т. д. Поэтому наша собеседница позвонила в Creditreform и попросила эту официальную бумагу. Но получила отказ.
«Я вам один раз уже все присылала, второй раз присылать не буду», – отрезала сотрудница Creditreform. А замечание о том, что Лена эту бумагу не получала, было проигнорировано. К слову: Елена проживала по своему задекларированному адресу.
– Возможно, у нас что-то случилось с почтовыми ящиками, я помню, что их некоторое время назад по какой-то причине меняли. Но в любом случае мне кажется, что такой важный документ коллекторская фирма могла бы прислать и заказным письмом (если бы действительно хотела, чтобы я оплатила счет, пока он не разросся до невероятных размеров). А может быть, у коллекторов как раз было совершенно противоположное желание – чтобы сумма долга увеличилась как можно больше? – предполагает наша читательница.
После разговора с друзьями и знакомыми Елена задумалась: а что, если ей звонят вовсе не из Creditreform? А какой-то мошенник просто хочет за ее счет поживиться, представляясь сотрудником коллекторской фирмы. Так что, ей теперь год платить просто так? Она набрала официальный номер фирмы, представилась и начала все выяснять. Увы, но все оказалась правдой. Сотрудник фирмы зашла в базу данных и сообщила, что Baltcom выставил им счет даже не на 161 евро, а на 210 евро. Но добрые сотрудники Creditreform все-таки сократили сумму до тех самых 161 евро. И этот долг надо заплатить, иначе будет суд.
– В конце концов я поняла, что правды не найти. Позвонила той самой девушке из Creditreform, которая вела со мной переговоры, и сообщила, что готова платить. В ответ мне выслали... Нет, не бумагу со счетом и обоснованием для перечисления денег, как это обычно бывает. Мне прислали SMS с номером счета – и все. Я перечислила на этот счет 14 евро, но графу «цель платежа» не заполнила. Конечно, во всей этой истории моя вина, бесспорно, есть. Мне нельзя было терять контроль над ситуацией. Но я вижу вину и в действиях оператора. Если уж она занималась моим делом, то почему позвонила мне лишь сейчас, ведь мое дело лежало в Creditreform год? Понятно, что за это время сумма долга только увеличивалась. Может, конечно, я зря стала платить по 14 евро ежемесячно, ведь этим я подтвердила, что согласна с суммой долга. Но уж больно мне не хотелось доводить дело до суда. Кто его знает, как решит суд, а вдруг подтвердит, что я должна буду заплатить все 210 евро, которые потребовал Baltcom, плюс судебные издержки? А у меня только 80 евро пособие...
Есть в этой истории еще один непонятный момент. Около двух лет назад были приняты поправки к закону, согласно которым коллекторы больше не имеют права звонить клиентам по вечерам. Однако Елене напомнили о долге в 20.50...