Как говорят друзья, обвиняемый Марат Федоренок читает Коран. Что тоже понять можно: Коран запрещает пить. А тем январским днём, когда Марата задержали полицейские, в его организме было констатировано 3,8 промилле алкоголя.
Однако, если вы, уважаемый читатель, подумали об этом парне что-то плохое, типа пьяница и бездельник, то напрасно. Приведем абсолютно безошибочный признак хорошего человека: в суд за него приходят переживать друзья.
— Отличный парень, мастер на все руки — он у меня раньше в строительной фирме работал. Спец по малярным делам был, — рассказывает друг обвиняемого Владимир.
Кстати о религии:
— Его вероисповедание совершенно не мешало нам дружить. Я-то вообще еврей... Но потом Марат начал сильно пить. Так его и затянуло в этот злачный дом в Пардаугаве...
Строитель с золотыми руками
Итак, что успел к своим 30-ти годам обвиняемый: получить среднее образование, поработать — с 15 лет на стройке, получить судимость, жениться и разойтись. От тех отношений обвиняемый имеет 7-летнего сына, который сейчас проживает с мамой в Ирландии.
До взятия под стражу Марат, несмотря на то, что первая жена была категорически против общения, помогал сыну материально – делал денежные переводы.
— Я знаю его, как хорошего, работящего парня, — добавляет Владимир. – Он ведь был хорошим маляром! Был момент, что вообще не пил. Но потом пристрастился к алкоголю. От него все беды...
Смерть матери двоих детей: конфликт и разбитые окна
«Мама, я нашёл Настю мёртвой!», — именно это полтора года назад услышала мать Марата по телефону от сына Марата. Сын был взволнован, на часах – полдень. Уже через полчаса он был арестован.
44-летнюю Анастасию Петрюк нашли в луже крови в собственной рижской квартире на улице Буру (район Торнякалнса, рядом с улицей Мукусалас) 11 января 2012 года. Незадолго до этого, утром того же дня, в квартире между «молодыми» произошёл конфликт.
— Я проснулся от крика за стеной – по голосу узнал Настю, — рассказал в суде сосед убитой. – Я был знаком с Маратом, знал, что он периодически навещает Настю и ночует у неё. Потом послышался звук битья окон, опять крики, а затем был слышен лишь голос Марата – он с кем-то говорил по телефону. Я вызвал полицию, которая приехала через 15 минут. Когда меня увозили в участок, чтобы дать показания — я увидел через открытую дверь квартиры, что Настя лежала на пороге в крови. От полицейских я узнал, что она уже была мертва.
У Анастасии осталось двое взрослых детей – сын Алексей, который сейчас выступает пострадавшей стороной, и дочь Сюзанна, которая с 2007 года живёт и работает в Англии.
Родные были против их «любви»
— Я всегда была против его связи с этой Анастасией, звонила ей, пыталась поговорить, — рассказывает об отношениях сына мать подсудимого Ирена. — Иногда она разговаривала нормально, но могла и жёстко обругать, если была подшофе. Она ведь любила выпить, и в такие моменты становилась особо агрессивной. И сына моего в это втянула, у неё же там рядом с домом «точка» была. Тем не менее, он состоял с ней в отношениях в течение 4 лет.
– Она намеренно удерживала его бутылкой! — считает Ирена. — Был момент, что сын ездил на заработки в Швецию. Так по возвращению в Ригу эта Настя уже была в порту – ждала его с парома. Она сама ему навязывалась. При этом я тщетно пыталась вылечить сына от пристрастия к алкоголю – 10 раз возила его в наркологическую клинику.
У родственников обвиняемого своя версия произошедшего: он не убивал, Марата подставили.
— Сложно сейчас понять, что произошло в той злачной квартире. Но нам странно, что в суде не прозвучал тот факт, что за день до убийства тот самый свидетель Янс сильно избил Анастасию. И с Маратом у него тоже был конфликт. Да и как мой сын мог её убить, если в то утром он был почти смертельно пьян – 3,8 промилле, — настаивает мать обвиняемого. — Я тогда утром звонила Насте в 9.30. Она мне спокойно сказала, что Марат лёг спать. Да и если бы он бил и резал Настю, как считает обвинение, он сам был бы поранен – к примеру, были разбиты и порезаны руки. Но этих повреждений зафиксировано не было. Мы уверены, что обвинение сшито белыми нитками – у прокурора Мацкевича нет никаких доказательств вины Марата, кроме того, что говорят все эти свидетели.
«Он маму бил!»
У детей убитой другая версия, хотя в одном с Иреной они схожи: все трое были против такой «любви».
— Конечно, нам это не нравилось, мы пытались отговорить маму, чтобы она не встречалась с этим человеком. Мы знали, что он регулярно её избивает, видели синяки на её теле. Но ничего не могли поделать, — рассказывает дочь покойной Сюзанна.
В общем, по мнению второй сторны, все просто: на этот раз удары оказались смертельными.
Промежуточный финиш
Уголовное дело Марата Федоренока по статье «убийство» рассматривается в суде Земгальского предместья Риги уже ровно год. Из-за неявки заявленных свидетелей заседания приходится откладывать – соседи и знакомые пары, которые могли бы внести ясность в произошедшее, суд игнорируют.
Рассмотрение продолжится 21 октября.
Марата Федоренока защищает известный адвокат Валтерс Якобийс.
Для справки: кризисные центры переполнены
Ситуация с семейным насилием в Латвии ухудшается. Эту тенденцию можно проследить по статистике кризисных центров, которые помогают женщинам и несовершеннолетним детям. Число обратившихся к ним за год жертв насилия существенно увеличилось. Так, в 2012 году помощь получили 701 человек, что на 37% больше, чем годом ранее. В 2010 году за помощью обратилось только 500 человек.
Однако за первую половину текущего года в центры обратилось уже 716 человек.
Видимо, последствия экономического кризиса — травматичные для психики...