Вонсович заявил сегодня на процессе, что в «деле десятилетней давности» до сих пор разбираются с заявлением, поданным в 2005 году, с дополнениями, появившимися в 2006-м, и меморандумом, принятым в 1995 году. И адвокат не видит тут решения.
Ибо, по мнению представителей БЛ, центральный банк как юридическая персона и госструктура должен выполнять обязанности в пределах своей компетенции, то есть его ответственность перед государством ограничена.
В отношении меморандума между банком Baltija, БЛ и тогдашним правительством страны Вонсович считает следующее: это было политическое заявление всем жителям, которое согласовывалось с министром финансов.
— Меморандум был заключён с целью прояснить ситуацию и давал возможность действовать в определённых границах, чтобы не допустить развала финансовой системы — отметил адвокат.
Также адвокат акцентировал тот факт, что компенсации до 200 латов вкладчикам были выплачены по их месту жительства или на счета, поэтому часть вкладчиков не получила ни копейки.
А после выборов 1995 года выплата компенсаций и вовсе прекратилась, т.к. Министерство финансов не планировало тратить на это деньги. Та сумма, что была выделена на это из бюджета ранее, составляла всего 3 миллиона латов.
Сегодня в Рижском окружном суде по этому делу выступил очередной свидетель – экс-глава Государственной земельной службы Гунтис Грубис. Именно он предъявляет БЛ претензии по поводу плохого контролирования разорившегося Banka Baltija. И тот меморандум расценивает как предвыборный ход.
Как сообщалось ранее, до этого перед судебной коллегией уже выступили другие свидетели: экс-президент Латвии Гунтис Улманис, экс-госконтролер Райтис Чернайс, бывший премьер-министр Марис Гайлис и тогдашний глава БЛ и министр финансов Эйнар Репше.
Сейчас судом в деле объявлен перерыв до 20 июля.
Для справки
Рижский окружной суд начал рассмотрение по существу иска ликвидаторов Banka Baltija к латвийскому государству. Компания BDO требует взыскать с Министерства финансов и Банка Латвии в общей сложности 238 млн латов.
В своем иске ликвидаторы выдвигают претензии к центробанку, который в 90-х годах прошлого века «ненадлежащим образом» контролировал латвийскую банковскую систему, в результате чего был допущен крах Banka Baltija, унесший накопления многих жителей страны.
Banka Baltija в начале 90-х стал крупнейшим латвийским коммерческим банком. Деньги в нем хранил каждый пятый житель страны. Но в мае 1995 года деятельность кредитного учреждения была остановлена, а впоследствии оно обанкротилось. Обязательства перед вкладчиками и кредиторами погашены не были, поскольку на счетах финансового учреждения не нашлось денег.
В 2007 году уголовная палата Верховного суда приговорила бывших председателя совета банка Александра Лавента и президента Талиса Фрейманиса к реальным срокам заключения — 7 годам и 7 месяцам, а также 5 годам и 6 месяцам соответственно. Впрочем, эти сроки они уже отсидели до суда и были освобождены в зале суда. Конфискация имущества к ним не применялась.
На фото: судья Лига Блуминя, ведущая данное дело.