Его уже встретил на воле нынешний исполняющий обязанности президента клуба Brīvie vanagi Угис Спелманис. По словам Спелманиса, как только Гаварс будет готов, он сможет вновь возглавить клуб — все-таки он его основатель.
— Возможно, он этого и не захочет. Но в любом случае, раз в месяц проходят заседания клуба и на ближайшее Вилнис Гаварс придет, — заявил нам г-н Спелманис.
Глава ордена
Вилнис Гаварс — человек незаурядный. В кооперативные времена он имел свой колбасный цех в латвийской глубинке. Сам жил в Стопиньской волости, был женат, имел двух детей и вообще был в начале 90-х «нормальным предпринимателем».
Но уже в зрелом возрасте, заработав денег, Вилнис вдруг решил изменить свою жизнь. Он стал «героем асфальта»: развелся с женой, купил большой красивый «харлей-давидсон», вступил в Vēja brāļi, завел себе девушку и начал со страшным грохотом кататься по Восточной Европе и России. В общем, оттягиваться.
Естественно, его колбасный бизнес такого потрясения не выдержал. В конце 90-х цех прогорел. Гаварс некоторое время переживал, а потом нашел новый источник дохода. В чем он заключался, было не вполне понятно. Но экс-колбасник начал по-курьерски активно гонять в ближнее зарубежье и назад на своем «харлее», иногда по нескольку раз в день. Он отправлялся то в Эстонию, то в Россию, то в Литву и обычно возвращался с деньгами. Причем достаточно большими, чтобы продолжать дорогостоящую байкерскую жизнь.
Вскоре Гаварс расстался с официозным мотоциклетным клубом Vēja brāļi и организовал свой собственный. По мнению правоохранительных органов, типичный байкер из основанного Гаварсом клуба «Вольные соколы» выглядел так: возраст — лет 35—40, доход — от полутора тысяч латов в месяц и выше, социальное положение — видный клерк или бизнесмен средней руки, семейное положение — в разводе, характер — отвязный.
Структура его ордена была жесткой. Человек с неслабым месячным доходом 1500 латов по приходе в клуб становился «нижним звеном». Следующее звено, помимо парадной деятельности, беспрекословно участвовало и в кое-каких сомнительных планах руководства. А на самом верху стояло «политбюро», состоящее из президента (самого Гаварса) и двух его вице. Последние доносили решения босса до масс. Самое интересное, что в «соколов» богатые латвийцы играли вполне охотно.
А дальше, судя по всему, отвязный байкер польстился на легкие деньги.
Побег на мотоцикле
20 июня 2001 года Гаварс приобрел 100 г марихуаны, более 3 кг амфетамина и 1 кг кокаина. Всего — на сумму около 100 000 латов. Все это, как считает прокурор, Гаварс собирался сбыть, но 29 июня на стопиньский штаб соколов обрушилась «Омега». Полиция нашла в помещении не только наркотики, но и обрез. Гаварса задержать не удалось — он посадил свою подружку Евгению на мотоцикл и без документов (они остались в доме) ухитрился покинуть страну.
Шесть лет Гаварс скрывался. Но в 2007 году опергруппа питерской милиции совместно с Интерполом задержала его в поселке Ульяновка Тосненского района Ленинградской области. После этого «кокаиновый сокол» был передан латвийским властям. Долгое время на суде он отрицал свою причастность к наркобизнесу. Но в итоге, получив от суда первой инстанции — 9 лет тюрьмы, решил покаяться. Очевидно, это решение далось г-ну Гаварсу нелегко.
Happy end
В середине января 2013 года Гаварс получит право просить о досрочном освобождении. Чем он и воспользовался. Тем более, что шансы у него были велеки: по данным Управления мест заключения, осужденный хорошо вел себя в тюрьме.
Сегодня в суде Латгальского предместья его прошение об освобождении удовлетворили. Гаварс был отпущен прямо в зале суда.