Одна сторона, представляющая кредитора, с изрядной долей агрессии пытается выбить долг. Вторая, представляющая интересы должника объясняет, «что можно все, только без рук» . Ниже — конкретный пример.
Должников ищут детективы
Кредитный консультант, экс-полицейский Эдуард Лудзитис на рынке по взысканию долгов работает уже давно.Сейчас он представляет интересы сразу нескольких фирм:
— Всех должников можно поделить на две категории. Первая — это люди, которые готовы платить. Вторая — должники, которые скрываются от кредиторов. Они меняют номера мобильников, переезжают с адреса на адрес, и всячески запутывают следы.
По словам г-на Лудзитиса, именно для розыска таких вот нехороших должников и нанимают «кредитных консультантов». Заключается договор на право проводить переговоры и взыскивать деньги. После получения этих бумаг кредитные консультанты приступают к активным действиям. Если должник прячется, его ищут с использованием детективных методов (большинство сотрудников фирм по взысканию долгов — экс-полицейские).
В итоге должника обнаруживают и доводят его дело до суда. Именно там определяется окончательная сумма долга, указываются сроки выплат и выдается исполнительный лист, с помощью которого у должника конфискуют в пользу дебитора имущество.
— Обычно в таких случаях мы берем с клиента от 25 до 30% от суммы взысканного долга. Но иногда с клиентами мы расплачиваемся сразу — просто покупаем их долги. Получается, что деньги уже должны нам. И тогда долг мы взыскиваем напрямую. Это гораздо легче, чем работать на хозяина.
Что еще нового? По наблюдениям Эдуарда, работать в кризис стало гораздо трудней. Во-первых, у многих исчезли источники доходов. Для таких уже становится проблемой купить буханку хлеба или пакет молока. Во-вторых, у кредитных консультантов появились серьезные конкуренты — мужчины крепкого телосложения, которые ездят на дорогих машинах, а переговоры ведут демонстративно с позиции силы.
— Недавно у меня было столкновение с сотрудниками фирмы Codex. Когда мы с ними встречались по поводу долга, который взыскивали, нам они прямо сказали, что этот вопрос можно решить «и не в юридической плоскости...»
Как должнику дожить до суда
Услышав одну сторону, мы обратились в фирму Codex.
И тут выяснилось, что Дмитрий Строганов, председатель правления фирмы Codex, тоже в прошлом экс-полицейский. Поэтому законы знает и чтит:
— Вообще-то основным профилем нашей фирмы тоже является взыскание долгов. Помогаем должникам мы в основном по протекции своих старых клиентов. Наша помощь носит, скорее всего, психологический характер — мы даем понять клиенту, что он под нашей защитой. Вот это я и называю решением не юридическим, а человеческим.
По словам г-на Строганова, многие из клиентов рассказывали жуткие истории о вывозе должников в лес, зверских избиениях и постановке на счетчик.
— Некоторые люди просто впадают в состояние шока, когда к ним домой начинают приходить крепкие молодые люди в костюмах. Когда они начинают требовать деньги, у клиента вообще душа в пятки уходит. Полиция делами по долговым обязательствам заниматься не любит, вот клиент и приходит к нам.
В общем, Codex совсем не против того, что должники обязаны возвращать кредиты. Только весь этот процесс должен проходить по закону, и заемщик не должен из-за деятельности «кредитных консультантов» чувствовать себя загнанной в угол крысой.
Вместо морали
Итак, с обеих сторон — экс-полицейские, знающие законы и владеющие оружием. Что дальше? А кто его знает... Начальник Госполиции Валдис Воинс в своем интервью Телеграфу признал, что в этом году в полиции большой наплыв заявлений, написанных гражданами, которые не могут мирно урегулировать свои долговые дела. С долгами косвенно связан целый ряд тяжких и особо тяжких статей — «Вымогательство», «Самоуправство», «Мошенничество» и «Целенаправленное сокрытие и перерегистрация имущества при кредитных обязательства».