Стрике фактически уволена из KNAB, хотя и в тот момент еще судится. KNAB только задержал президента Latvijas dzelzceļš Угиса Магониса, которому, возможно, взятку в полмиллиона дал эстонский миллионер Олег Осиновский. Юрашса на встречу приглашают двое знакомых.
Юрашс рассказал, что 30 сентября 2015 года он встретился в пивном баре Bralis на улице Тербатес в Риге со старым знакомым Юрисом Дамбитисом, на тот момент являвшимся внештатным сотрудником министра финансов. Старый знакомый рассказал ему о предложении взятки в полмиллиона. О том, что произошло дальше, есть две разные версии.
В беседе участвовал также предприниматель от страховой отрасли и покупатель сельской собственности Юрашса Игорь Бобирс. Дамбитис передал Юрашсу весточку от сокурстников - Артиса Стуцки и Мариса Грудулиса. Содержание сообщения: политик Андрей Элксниньш готов передать 1 млн. евро, чтобы Юрашс помог Осиновскому избежать уголовной ответственности или, если это невозможно, помочь переквалифицировать его действия на более мягкую статью.
Дамбис появился на политической сцене вместе с министром финансов Эйнарсом Репше. Он был советником министра финансов Андриса Вилкса и Яниса Рейрса. Грудулис и Стуцка связаны с мэром Вентспилса Айварсом Лембергсом. Оба представляли Лембергса в суде против бывшего министра региональных дел. Грудулис был советником бывшего премьер-министра Мариса Кучинскиса по вопросам сотрудничества политических партий, а параллельно – и адвокатом дочери Лембергса. Стуцка до сих пор был советником министра сообщения Улдиса Аугулса и представителем министерства в Рижских и Вентспилсских свободных портах.
На следующий день после разговора Юрашс пишет о предложении взятки начальнику БПБК Стрельченку. Сам документ классифицируется как секретный, так как информация была получена в ходе оперативной деятельности. Опытный оперативник не упомянул, с кем встречался. Эта деталь важна. Юрашс рассказывает, что так поступил, чтобы контролировать, расследуются ли действия Стрельченка. Но, возможно, эта неопределенность была причиной того, что активные действия так и не последовали.
"В этом случае я помню, я сам спрашивал, откуда у него эта информация, он отказался давать сведения такого характера", – вспоминает заместитель начальника KNAB Янис Розе.
Юрис Юрашс:
- Он лжет, потому что впервые про это сообщение меня спросила прокуратура после того, как я лично обратился в прокуратуру с заявлением, указывая на то, что этот факт не был расследован.
В качестве руководителя отдела оперативных разработок у Юрашса не было прямого воздействия на дело президента Latvijas dzelzceļš Магониса. Процесс уже перешел к следователю.
И сообщение Юрашса, и похожее от другого сотрудника, попали в дело оперативной разработки, которое было начато 15 апреля 2016 года. Это второе обстоятельство, которое в оценке прокуратуры, делает интервью Юрашса о предложении взятки разглашением государственной тайны.
30 марта 2016 года Юрис Юрашс встречается с Осиновским и склоняет его к сотрудничеству.
Он настойчиво спрашивает: просил ли Элксниньш у Осиновского денег для передачи борцу с коррупцией? Миллионер признает, что разговор с Элксниньшем был. Также Юрашс в разговоре пожалел, что Осиновский ранее не сотрудничал, потому что тогда Элксниньша можно было бы посадить. Часть беседы цитируется в решении о прекращении уголовного процесса в расследовании взятки Юрашса.
Из разговора 30 марта 2016 года (Из решения KNAB о закрытии уголовного процесса № 16870000117):
«Сейчас мне даже кажется, что вот то, что мы делаем, не будет близко. Скажем, не сможем в такие короткие сроки все это расследовать, но для вас будет выгодно. Да? Но ничего с тех пор, как у вас возник какой-то конфликт с Элксниньшем. Да? Что вы просто сотрудничаете с нами, просто Элксниньша бы задержали за то, что я не знаю, за вымогательство взятки или еще что-нибудь».
«Если бы вот в тот момент ты был готов к реальной совместной работе, его был уже за то самое вымогательство взятки бы взяли и посадили, это был бы самый лучший бонус, который ты мог бы получить".
Прокурор Марис Урбанс:
- В этой ситуации констатировано, что разглашение информации - было одним из оснований, чтобы завершить дело оперативной разработки. Потому что было констатировано, и я также согласен с таким выводом, что при разглашении информации фактически те лица, против которых было осуществлено дело об оперативной разработке, могли быть предупреждены, им могло стать известно, что, возможно, против них ведутся какие-то секретные правовые действия.
В конце 2016 года дело оперативной разработки было закрыто. Прокуратура утверждает, что публичные заявления Юрашса стали одной из причин. Юрашс настаивает на том, что прекращенное дело с предложением взятки не имеет никакой связи. Официально доступные документы подсказывают, что в деле изучался Элксниньш.
Вывод из всего этого делается такой: этот уголовный процесс исключил Юрашса из рядов депутатов и, возможно, он не сможет выполнять также другие должности, где требуется допуск к государственной тайне.
Директор Бюро по защите Сатверсме Янис Майзитис в этой связи сообщает:
- Сейм потребовал оценить вопрос о возможности для Юриса Юрашса работать с документами, содержащими государственную тайну, его проверка была начата. Но поскольку он выдан для уголовного преследования и не выполняет более тех обязанностей, вследствие которых допуск был необходим, его проверка прекращена.
Источник: Nekā personīga