Но сначала между прокурорами и адвокатами завязался традиционный спор по следам предыдущего заседания на тему «какие вопросы можно задавать, а какие снимаются судом и почему». По очереди высказались все адвокаты обвиняемых, после чего слово попросил потерпевший:
— Уважаемый суд! – вздохнул Кокалис. — Я слышу это уже раз пятый. Если господа адвокаты и прокуроры так хотят подискутировать на эту тему, может, им стоит в другое время собраться и спокойно всё обсудить? А то каждый раз по сорок минут, так и часы набегают. Я вот не совсем здоров, а вынужден сидеть и всё это выслушивать из раза в раз.
Судья Гейман подвел итог спора так:
— По закону каждый имеет право высказаться, будем же уважительны друг к другу. Переходим к допросу потерпевшего.
Далее защита перешла к вопросам.
Адвокат Раймондс Крастиньш:
— В документах, приложенных к делу, указана фирма Andra Ltd. Судя по выпискам, на её счёт неоднократно переводились денежные средства со счёта Валентина Кокалиса. Когда были первые транзакции?
— Затруднюсь ответить, проще посмотреть по выпискам. Меня вообще принуждали отдать часть долей. А переводимые деньги шли с фирмы Euro safe. Все перечисленные деньги – это мои замороженные дивиденды. А кому принадлежала фирма Andra Ltd. – мне неизвестно.
— Кто занимался распределением обязанностей в SIA Ventspils tranzīta serviss?
— По большей части, сам Лембергс и занимался.
— Вы в 1997 году были членом правления A/S Ventspils nafta?
— Возможно, да.
— После собрания, на котором вымогалась взятка, о чём вас спрашивал господин Лембергс?
— Он хотел узнать, кто входил в состав правления SIA Puses. Но у меня были предположения, что он уже знает.
— Осенью 1997 года вам было известно, откуда брались средства для оплат счетов A/S Ventspils nafta?
— Спрашивайте у Лембергса!
— Вы были в 1997-99 годах хозяином SIA Ventspils tranzīta serviss?
— Юридически – нет. Я был фактическим владельцем.
— А кто ещё был фактическим владельцем?
— Посмотрите в актах регистрации, там всё сказано.
— Вы знали заранее, чем будет заниматься SIA Ventspils tranzīta serviss?
— В документах всё сказано. Да, мне было это известно.
— Скажите, Айварс Лембергс когда-либо просил открыть ему тех, кто являлся владельцем тех фирм, которые сотрудничали с Ventspils nafta?
— Он же сам и был владельцем!
Такой вот вышел диалог.
Напомним: на скамье подсудимых находятся мэр Вентспилса Айвар Лембергс, его сын Анрийс Лембергс и предприниматель Ансис Сормулис.
Айварc Лембергс обвиняется в получении взятки в особо крупных размерах — 239 670 латов, вымогательстве взятки, легализации преступно нажитых средств в крупных размерах — почти 5 млн латов, изготовлении ложного документа и служебном подлоге.
Сын мэра Вентспилса, Анрийс Лембергс, обвиняется в отмывании в составе организованной группы почти 5 млн латов. Также он обвиняется в пособничестве отцу в его преступлениях.
Предприниматель Ансис Сормулис обвиняется в том, что он поддерживал преступные действия Айвара Лембергса и в легализации 4,06 млн латов.
Потерпевший Кокалис требует компенсацию за свои 5% Puses — 300 тыс. латов, плюс моральный ущерб — миллион. Он также считает, что у него незаконно отняли 60 млн латов, и за них он готов судиться отдельно — часть материалов, по его словам, уже передана в прокуратуру.