Розыск задержанных осуществлялся по запросу Интерпола. Задержанию подверглись супруги Геннадий и Елена Петровы, а также их знакомый Леонид Христофоров.
Испанские следователи считают, что 65-летний Геннадий Петров является одним из боссов «русской мафии», а точнее «тамбовской» преступной группировки. А Леонид Христофоров, по их сведениям, выполняет функции его ближайшего подручного.
Дважды обманутое правосудие
Петров был арестован в Испании еще в 2008 году, когда была проведена масштабная спецоперация «Тройка», в рамках которой 400 полицейских устроили облавы по всей стране — в Аликанте, на Майорке, в Мадриде, Марбелье, Валенсии, Барселоне и на Балеарских островах.
В ходе операции были задержаны оба главаря «тамбовской» группировки — Геннадий Петров и Александр Малышев. После этого судья Бальтасар Гарсон публично назвал их «русской мафией», обвинил в отмывании преступных доходов, уклонении от налогов и убийствах. Тогда же судья озвучил версию о связи «русской мафии» с чиновниками правительства РФ. Пресса также писала, что пойманные мафиози являются «друзьями друзей Путина».
По утверждению испанских следователей, на европейских курортах российские гангстеры активно инвестировали крупные суммы в недвижимость и бизнес. Таким образом они отмывали средства, полученные от торговли оружием и наркотиками, заказных убийств, вымогательства и контрабанды кобальта. Задержанным инкриминировали ст.301, 302, 305, 390, 392 УК Испании (легализация денежных средств, добытых преступным путем).
По сообщениям источников, близких к следствию, Геннадий Петров занимался главным образом отмыванием денег, поступавших в Испанию из швейцарских банков. Стоимость недвижимости, купленной им в Испании, достигает 30 миллионов евро, не считая текущих счетов на миллионы евро.
31 января 2010 года по решению Национальной судебной палаты Петров был выпущен под залог в 1 миллион евро. В октябре 2011 года он попросил разрешения съездить в Россию, чтобы повидать свою мать: ему разрешили, и после поездки он вернулся в Испанию.
В 2012 году Геннадий Петров вновь изъявил желание поехать в Санкт-Петербург, но уже на лечение. 1 апреля он уехал из Испании с предписанием вернуться обратно до 15 числа, однако на Пиренеях подследственный больше не появился.
Прокуратура Испании вначале вообще не могла связаться ни с Петровым, ни с его адвокатами. Последние объявились только в начале мая и представили в суд справку о том, что Геннадий неожиданно тяжело заболел в Санкт-Петербурге и ему требуется длительное лечение в стационаре. На этом основании они попросили отложить процесс об «отмывании» денег. У защитников потребовали представить весь комплект медицинских документов, который бы подтверждал их слова. Они его передали в суд 24 мая.
Прокуратура, изучив эти документы, пришла к выводу, что они представляют собой «совокупность лжи». Так, на одной из справок от врачей, которую адвокаты продемонстрировали 24 мая, стояла дата 4 июня 2012 года.
Аналогичным образом перехитрил испанскую Фемиду и Леонид Христофоров. Он тоже получил разрешение поехать в Россию на те же даты и не вернулся в Испанию. В итоге весь резонансный судебный процесс по делу о преступных капиталах, бросающий тень на Кремль, оказался под угрозой.
Примечательно, что именно Петербург, где скрылись подследственные, считался главным оплотом «тамбовской» группировки, которая имела там большое влияние в криминальной сфере. В частности, под контролем «тамбовских» находился порт.
Летом 2012 года испанский судья Сантьяго Педрас выдал ордер на арест российских беглецов. Через несколько месяцев российская полиция нашла подозреваемых там же, где и предполагалось — в Петербурге. Судя по всему, они даже не пытались прятаться, будучи уверенными в безнаказанности перед испанскими властями.
Расчет мафиози оказался верным. «Христофоров является гражданином Российской Федерации и не подлежит задержанию на территории Петербурга и Ленинградской области. Инициатору розыска сообщено», — отметил источник в правоохранительных органах. Супруги Петровы тоже находятся под защитой российского законодательства.
К «русской мафии» причислили и депутата Госдумы
Геннадий Петров и его ближайший компаньон 53-летний Александр Малышев известны в Северной столице с конца 1980-х годов. Причем Петров стал героем документальной работы Андрея Константинова «Бандитский Петербург» в середине 1990-х, и за прошедшие 20 лет журналисты опубликовали о нем сотни статей.
Отметим также, что роковое решение отпустить мафиози на родину, «чтобы подлечиться», принимал судья Пабло Рус. В качестве залога он удержал 600 тысяч евро у Петрова и 300 тысяч евро у Христофорова.
Этот судья запомнился еще и тем, что весной — летом 2011 года пытался вызвать на допрос в Испанию в качестве подозреваемых депутата Госдумы Владислава Резника и его супругу Диану Гиндин. Судья выписал две соответствующие повестки, которые были переданы в Генпрокуратуру РФ. Однако российское ведомство сначала отказало в помощи, сославшись на слишком сжатые сроки исполнения, которые не соответствуют достигнутым договоренностям. А потом из Москвы и вовсе пришел ответ, что Генпрокуратура РФ не может в «полном объеме» выполнить поручение своих испанских коллег в связи с тем, что Резник обладает на территории РФ депутатской неприкосновенностью.
Между тем правоохранительные органы Испании выяснили, что одно время Геннадий Петров проживал на шикарной вилле в местечке Эль-Торо. Потом он перебрался на Майорку, а освободившийся особняк заняли Владислав Резник и Диана Гиндин.
Следователи установили, что депутат и известный мафиозо знакомы друг с другом. Они также пользовались услугами одного и того же адвоката, а в городе Кальвиа их виллы находятся по соседству. Недвижимость, яхты и автомобили, которыми в Испании пользовались депутат и Геннадий Петров, приобретались через одни и те же фирмы — Antel SL и Gudimar.
Осенью 2008 года испанские полицейские получили информацию, что неизвестные выносят из виллы в Эль-Торо какие-то большие коробки, а в аэропорту уже находится самолет для переправки их в Швейцарию. На вилле депутата в срочном порядке был произведен обыск, а коробки изъяты.
Сам Владислав Резник неоднократно сообщал, что он контактировал с Петровым только один раз, покупая в 2004 году виллу за 1,2 миллиона евро. Позднее бывший председатель Госдумы Борис Грызлов назвал собранные испанской полицией сведения «провокацией, цель которой — очернить Россию».